Это один из нервных узлов города, скрещение важнейших коммуникаций и при этом пространство еще не вполне обжитое москвичами, не интегрированное до конца в ткань исторического центра Москвы. А между тем предыстория Калужской площади простирается вглубь тысячелетий.

Когда в конце XIX века в этих краях прокладывали первый канализационный коллектор, здесь были обнаружены кости мамонта. Люди также обживали округу с незапамятных времен. Свидетельства тому знаменитое Мамоново городище близ Андреевского монастыря и древнеславянское селище в нынешнем Нескучном саду.

И все же, как утверждают палеогеографы, еще шесть веков назад здесь были лесные дебри, да полоска заливных лугов вдоль Москвы-реки. А к ХV в. вокруг было уже немало пахотных угодий – «всполий». По ним тянулась большая дорога на Калугу.

Место было неспокойное, время – тоже. С юга, что ни год, ожидали незваных гостей — татар, литовцев, поляков. Посему в XVI в. Василий III расквартировал здесь отборное войско служилых иноземцев-наемников. Они привольно жили в слободе Наливки, вовсю гуляли в единственном на стольный град кабаке, покойников своих хоронили неподалеку, на иноземческих кладбищах. В XIX в. на Калужской пл. при строительстве храма Казанской Богоматери была найдена древняя могильная плита с латинской надписью.

Как не бдительно стерегли неприятеля, уберечься от него удавалось не всегда. В 1571 г. крымский хан Девлет–Гирей с огромным войском появился у Москвы внезапно, обманув воевод Ивана Грозного. Царская рать успела заступить дорогу татарам только на ближних подступах к столице, в Замоскворечье. Русский полк правой руки стоял тогда на Якиманке, видимо, вблизи нынешней Калужской площади. Сражение не выявило победителя. На следующий день хан приказал зажечь городские посады. Огонь распространился на всю Москву. В несколько часов она выгорела дотла, погибли тысячи людей.

Через двадцать лет, в 1591-м, другой крымский правитель, Казы–Гирей, также попытался пробиться к Москве сквозь 3амоскворечье. Однако русское войско под водительством Бориса Годунова отбило татар от столицы. На месте сражения был основан Донской монастырь. И тогда же, чтобы окончательно обезопасить город от неожиданностей, вокруг московских посадов за год соорудили мощную деревянную стену со множеством башен. За быстроту постройки укрепление прозвали «Скородом». В числе прочих были сооружены и Калужские ворота. Проездную башню венчало красивое трехшатровое завершение.

Год окончания постройки Скородома, 1592-й, наверное, и надо считать началом истории Калужской площади. Крепостные ворота на века определили будущее этих мест. Сюда притянулись улица Якиманка и полевые дороги на Калугу, к монастырю Донской Богоматери и селу Шаболову.

Впрочем, сам Скородом простоял недолго. В Русском государстве началась Смута. Москва превратилась в поле сражений. В 1611 г. утвердившиеся в Кремле поляки и литовцы, отбиваясь от восставших москвичей и земских ополченцев, по совету бояр-коллаборационистов спалили город. Сгорел и Скородом. Но уже в августе 1612 г. на пепелище близь разрушенных Калужских и Серпуховских ворот ополченцы Минина и Пожарского вместе с казаками нанесли поражение войску гетмана Хоткевича. Эта победа определила скорое освобождение Москвы от интервентов. Смута ушла в прошлое.

Но военная угроза со стороны не всегда дружественных соседей – Крыма и Польши сохранялась еще долго. А потому на месте Скородома вскоре было построено новое укрепление – деревянный острог с башнями и рвом. В 1618 г. вновь отстроили и Калужские ворота. В качестве гарнизона к ним определили 733 человека стрельцов, казаков и посошных ратников во главе с воеводами – князем Д. Долгоруким, М. Глебовым и дьяком И. Сафоновым.

Оборонительный пояс Москвы постоянно совершенствовался. В 1637 г. царь Михаил Федорович повелел на месте острога насыпать огромный 3емляной вал с бревенчатой стеной по гребню. На стройку согнали тысячи пленных крымских татар. С самой опасной, замоскворецкой стороны Москву прикрыли восемью земляными бастионами по европейскому образцу, были возведены единственные на всем 15-верстном протяжении вала каменные оборонительные сооружения — Серпуховские и Калужские ворота.

Под защитой укреплений в XVII в. начался расцвет этих мест. Появились слободы – военные, дворцовые, черные. Непосредственно у Калужских ворот жили стрельцы и царские конюхи. Рядом располагался Крымский двор – дипломатическое и торговое представительство ханского Крыма. За Калужскими воротами там, где ныне корпуса Горного университета, образовалось татарское кладбище. В XVII в. появились знаменитые окрестные храмы – Иоанна Воина, Петра и Павла, Спаса в Наливках. Почти у самых ворот была выстроена церковь Казанской Божьей матери.

Постепенно площадь вокруг проездной башни стала средоточием жизни большого района. Здесь появились кузницы, сенной и дровяной торг, мясные ряды, бойни, харчевни. В 1683 г. был установлен таможенный пост. Сквозь Калужские ворота проносились многоконные царские поезда к Воробьевскому дворцу и на богомолье к Богородице Донской, шествовали крестные ходы и процессии иностранных посольств, спешили на дальние рубежи ратные полки, тянулись вереницы подвод, сновал всякий люд.

Чуть поодаль, за 3емляным валом, жизнь замирала. Здесь места были глухие, пустынные, разбойничьи. Прохожий легко мог лишиться кошелька, а то и жизни. Впрочем, уже в конце ХVII в. московская знать оценила здешнее приволье. За Калужскими воротами стали множиться боярские усадьбы.

Хотя ХVIII столетие выдалось для Москвы мирным, Земляной вал простоял до самого его конца. Но пришедшие в ветхость каменные Калужские ворота пришлось разобрать.

Окрестный пейзаж постепенно менялся. Еще в 1701 г. после пожара в Кремле Петр I указал перевести сюда Житный двор – царский продовольственный склад. Отсюда и пошло название ближайшей улицы – Житная. В 1752 г. зодчий Д. Ухтомский перестроил каменные житницы под тюремный острог Сыскного приказа. До сооружения Бутырок большинство московских заключенных содержалось именно здесь. Удивительно, но «правоохранительное» значение закрепилось за этим местом на века. После Сыскного приказа здесь размещалась Якиманская полицейская часть, а в наши дни Министерство внутренних дел.

По другую сторону земляного вала с 1714 г. находился самый большой в Москве рынок крупного рогатого скота и лошадей – Животинный пригонный двор. Отсюда и названия – Коровий вал. Осмотр скота и сбор торговых пошлин «мыта» проводился на Мытном дворе. От него к Калужским воротам протянулась улица, впоследствии названная Мытной. На самой площади стихийный рынок получил официальный статус.

В этот мир базарной суеты и навозных запахов все-таки заглядывала цивилизация. Императрица Анна Иоановна, любившая молиться в Донском, повелела главные улицы у Калужских ворот замостить камнем и обставить масляными фонарями за счет домовладельцев. В XVIII в. в округе появились аристократические усадьбы Голицыных, Демидовых, Орловых, Строгановых Лопухиных.

Между тем, площадь продолжала стихийно застраиваться. Но «век просвещения и разума» не терпел беспорядка. Начиная с 1775 г. на свет явилось несколько планов реконструкции Калужской площади. В результате, она, как и соседняя Серпуховская, получила необычную для Москвы круглую форму. Площадь обстраивалась в основном каменными двухэтажными строениями с лавками в нижнем ярусе. На плане 1806 г. в ее западной части показаны торговые помещения и двор купца Иванова, казенный кабак, усадьбы мещанки Антоновой и дворян Потемкиных. В южной части на углу Большой Калужской и Донской улиц издавна стояла старинная часовня Николо-Перервинского монастыря. На северной дуге возвышался каменный храм Казанской Божьей матери с высокой шатровой колокольней.

Пожар 1812 г. затронул и Калужскую площадь. По воспоминаниям очевидца, уберечься от невыносимого жара можно было лишь в центре круга. Площадь стала свидетельницей ухода наполеоновской армии из Москвы, больше похожего на возвращение древней орды из грабительского набега. Происшедшее тогда на Калужской выразительно описано в «Войне и мире» Толстого. В 1820-30-х гг. остатки старинного 3емляного вала были срыты. На их месте вокруг центра Москвы проложили широкую зеленую магистраль – нынешнее Садовое кольцо. Калужская площадь продолжала застраиваться. Она по-прежнему оставалось рыночной. В середине XIX в. посреди площади соорудили фонтан – водоразборный бассейн Краснохолмского водопровода. В 1886 г. по проекту Н. Никитина построено новое огромное здание Казанской церкви «в греческом стиле». Почти на век оно стало композиционным центром всего района.

Рубеж столетий принес площади большие перемены. Через нее пролегли трассы нового Рублевского водопровода и первой городской канализации, прошла линия трамвая. Было построено несколько солидных доходных домов. На Житной разместилась кинофабрика Ханжонкова. Незадолго до Первой мировой войны рынок с площади убрали, а на его месте разбили сквер с фонтаном. Сюда выходил окнами трактир Полякова. Осенью 1917-го в нем собирались люди серьезные. Сходились не для дружеской попойки. Они «делали революцию». Именно в трактире Полякова обосновался 3амоскворецкий военно-революционный комитет – один из главных штабов Октябрьского переворота в Москве.

За первые десятилетия советского эпохи облик площади изменился мало. Разве что снесли колокольню Казанского храма, в нем же самом устроили кинотеатр «Авангард». Не уцелела и часовня на углу Донской. В 1922 г. переименовали и саму площадь. Она стала Октябрьской «за революционные заслуги».

В 1941 г. здесь проходил один из рубежей внутреннего оборонительного обвода столицы. Улицы перегораживались баррикадами, в домах оборудовались огневые точки. На площади проходили строевые и тактические занятия московских ополченцев. Своеобразным памятником победы стал павильон станции метро «Октябрьская»-кольцевая, выстроенной наподобие триумфальной арки по проекту Л. Полякова вскоре после войны.

Во второй половине ХХ в. настала пора большой реконструкции. Тогдашние московские градостроители решили, что площади с богатым революционным прошлым и идеологически «правильным» именем, выходящей на правительственную магистраль не пристало иметь патриархальный вид ХIХ столетия. Да и острая транспортная проблема взывала к кардинальному решению. 1960-е годы ознаменовались новостройками — туннелем на Садовом кольце, гостиницей «Варшава», вестибюлем станции метро «Октябрьская»-радиальная, жилым комплексом напротив. Затем вся старая площадь, включая и отмеченный мемориальной доской памятник «революционного прошлого» бывший трактир Полякова, пошла под ковш экскаватора. Применялись и более сильные средства. Так, храм Казанской Богоматери был взорван в апреле 1972 г. накануне визита в Москву президента CШA Никсона.

История новой площади начиналась с чистого листа. На северной стороне, на месте храма, возвели беломраморное здание МВД (авторы Д. Бурдин, Ю. Рабаев, В. Тальковский). Позднее под руководством тогдашнего главного архитектора Москвы Г. Макаревича ансамбль Октябрьской пл. был завершен. Его центром стал самый большой в столице памятник Ленину, творение Льва Кербеля. Открывали монумент в ноябре 1985 г. в присутствии генсека ЦК КПСС М. Горбачева. Строгую архитектурную композицию площади несколько оживил зеленый партер с брусчатыми дорожками, гранитными парапетами и журчащими фонтанчиками.

В 1990-е гг., когда позднесоветский классицизм вышел из моды, было немало разговоров о преобразовании площади, о «гуманизации» ее не слишком приветливого, чересчур пафосного пространства. Но проекты так и остались на бумаге. Дело ограничилось обратным переименованием Октябрьской в Калужскую. Случилось это в 1994-м. Архитектурный ансамбль решили оставить, как есть в качестве «памятника эпохи». Только в 2000 г. на Калужской появилось новое сооружение – часовня Казанской Божьей матери (арх. В. Шубина, А. Куринной, скульптор А. Бичуков). Она отмечает место разрушенного храма. Настоящее, таким образом, протянуло руку прошлому.

Борис Арсеньев, проект Энциклопедия одного района «Якиманка от А до Я»©

Очерк о Житной улице можно прочесть здесь