ЖИТНАЯ улица

В истории этой вполне современной по облику и характеру магистрали есть пролог, действие которого происходит три века назад в Кремле.

...В июле 1701 г. Москву опустошил очередной катастрофический пожар. Тогда сгорело множество домов, без крова остались тысячи людей. За Москвой-ре­кой погиб прекрасный Государев сад. Огонь прошелся и по Кремлю, да так, что, по словам письма Петра I, не осталось и деревянных мостовых.

В числе прочего погорели и каменные дворцовые житницы – 18 амбаров для хране­ния запасов зерна. Они располагались близ кремлевской стены на улице, кото­рая соединяла Никольские и Троицкие ворота и называлась Житницкой. Петр повелел снести закопченые развалины, чтобы начать на пепелище строительст­во «Цейхгауза» – Арсенала. Житный двор же по царскому приказу был выведен на дальнюю московскую окраину к Калужским воротам Земляного города.

В этих местах тогда располагалась стрелецкая слобода полка Ильи Дурова. Здесь, в самом конце Якиманки стояла слободская церковь во имя св. Николая Чудотвор­ца (впоследствии Казанской Божией матери), известная с 1660 г., а в 1694-м выстроенная в камне.

Мятежное стрелецкое войско на рубеже XVII-ХVIII вв. было расформировано, стрельцы с семьями выселены из Москвы. Их слободы обживались торгово-ремесленным людом. Постепенно внедрялась сюда и знать. Подобное происходило и у Калужских ворот.

Новый Житный двор почти вплотную примыкал к тыльной стороне одного из бастионов Земляного города. Внутренний проезд вдоль укреплений шел в обход зерновых складов с севера. Так начинала формироваться улица, впоследствии вполне естественно названная Житной.

Сегодня кроме этого имени от старины здесь не осталось и следа. Там где стоял Житный двор, громоздились бастионы Земляного города, теперь шумит, за­дыхаясь в пробках на въезде в тоннель Садовое кольцо.

В ХVII веке местно­сть имела совершенно иной вид. На первом геодезическом плане Москвы 1739 года Житный двор изображен в виде огромной территории, протянувшейся примерно на 300 метров вдоль Земляного вала. На ней показаны двадцать одинаковых построек по две в ряд,– видимо, зерновые амбары.

Главным нарядным фасадом двор выходил на запад к площади у Калужских ворот – месту весьма оживленному. Судя по чертежам и описаниям это каменное здание было до­статочно внушительным – 66 м в длину и 10,5 в ширину. В центре над аркой ворот высилась башня, украшенная резными колонками и увенчанная шатром с флюгером. Еще две фигурные башенки располагались по сторонам корпуса. В здании было восемь просторных палат с изразцовыми печами.

После переноса столицы в Петербург царский двор посещал Москву не часто и не подолгу. Отпала необходимость держать здесь обширное дворцовое хозяйство, частью которого являлся и Житный двор. Зато он хорошо подошел для других казенных нужд – правоохранительных и пенитенциарных. В 1750-х гг. на Житном дворе обосновался орган Юстиц-коллегии – Сыскной при­каз. Он занимался «воровскими, разбойными и убийственными делами». Здесь же соорудили и тюремный острог. Реконструкция комплекса велась «под смотрением» известного архитектора князя Д.В. Ухтомского.

Острог, рассчитанный на 800 заключенных, представлял собой несколько огороженных деревянными стенами дворов, на каждом из которых стояло по несколько однокамерных казарм. Арестантов запирали только на ночь. Днем они могли свободно гулять по своим дворам. Некоторых под охраной и в кандалах даже выпускали в город просить милостыню. Пожертвования поступали и в саму тюрьму – сердобольные и верные православному обычаю помогать «несчастненьким» москвичи не скупились. Вдо­бавок от казны каждому осужденному полагалось по копейке в день. На эти деньги можно было купить хлеба и сбитня у крестьян, приезжав­ших торговать на Житный двор. Не мудрено, что иностранцев удивлял здоровый вид заключенных. Одно из тюремных отделений предназначалось для содержания женщин. В остроге была и своя небольшая церковь.

Тюрьма у Калужских ворот просуществовала до 1780-х гг. Постепенно ее оби­тателей перевели в новопостроенный «Бутырский замок». Территория Житного двора пошла под частные владения. Но дух закона «надзирающего и наказующего» эти места так и не покинул. В начале XIX в. на другой стороне Житной на уг­лу с Казанским переулком был выстроен дом Якиманской полицейской части, про­стоявший здесь полтора столетия. Ныне же на Житной расположены здания мини­стерства внутренних дел и министерства юстиции. Впору говорить о некой ми­стической предопределенности истории этих мест.

В 1812 г. северная сторона Житной выгорела в великом московской пожаре. Южная, за исключением одного владения, не пострадала. С образованием в на­чале XIX в. Садового кольца улица фактически вошла в его систему, соединяя Серпуховскую и Калужскую площади и дублируя Коровий вал. Застраива­лась Житная в основном небольшими купеческими и дворянскими особняками. Перед каждым был палисадник, позади – сад. Со стороны Калужской площади въезд на улицу открывался двумя каменными зданиями с лавками в нижнем этаже.

Век двадцатый принес на Житную веяния новой эпохи. По улице прошла линия трамвая. Здесь же обосновалась одна из первых в России кинофабрик, детище знаменитого А.А. Ханжонкова. Старожилы еще помнят ее здание, дожившее до 1960-х. Оно стояло на месте нынешнего скверика над въездом в транспортный тоннель под Калужской площадью.

Революционные потрясения 1905 г. не обош­ли стороной и Житную. В доме Якиманской полицейской части содержался после ареста эсер-террорист Каляев, убившей бомбой великого князя Сергея Александровича. В дни декабрьского восстания револю­ционные дружинники строили на Житной баррикады.

Улица оказалась в центре событий и в 1917-м. При Временном правительст­ве полицейский дом заняла управа 1-го Якиманского района. Ее председателем и комиссаром милиции был ни кто иной, как А.Я. Вышинский, будущий Прокурор СССР и министр иностранных дел, а тогда меньшевик.

Тем временем, по соседству, на той же Житной местные большевики готовились брать власть. Они добились контроля над Замос­кворецким Советом рабочих и солдатских депутатов, заседавшим в ресторане «Теремок». Здесь, на Житной, 26 октября 1917 г. после получения известий о перевороте в Петрограде был образован Военно-революционный комитет района. Он руководил вооруженными отрядами красногвардейцев, переместившись в соседний ресторан Полякова на Калужской площади.

Примечательно, что в советское время эти «памятные места Октября» не пощадили – снесли в ходе реконструк­ции района. Да и вся Житная с тех пор преобразилась до неузнаваемости. Пик перемен пришелся на 1960-1980-е гг. В результате, исчезла вся южная сторона улицы, которая теперь слилась с Коровьим валом в единую магистраль. Сейчас это самая широкая часть Садового кольца. Северная же сторона Житной полностью сменила застройку, лишившись видимых признаков старины.

Ныне улица начинается от Серпуховской площади тенистым сквером, в глуби­не которого стоит школа. Ее здание построено в 1937 году. В первые дни Великой Отечественной войны здесь формировался третий батальон 1314-го пол­ка 17-й дивизии народного ополчения Москворецкого района, прославившейся в Московской битве, в Белорусской и Восточно-Прусской операциях и удостоенной почетного наименования Бобруйской Краснознаменной.

Школа на Житной в середине 1960-х получила статус специальной с углубленным изучением английского языка. Первоначально она имела № 38, сейчас – № 1262. Здесь работает музей «Союзники и Ленд-лиз», посвященный сотрудничеству стран антигитлеровской коалиции. Школа носит имя А.Н. Островского, его бронзовый бюст установлен перед фасадом здания. И это не случайно. Великий драматург и москвич провел в этих местах юность. Его отцу с 1834 г. принадлежали два дома на Житной.  Один из них достоял во дворе жилого здания № 10 до самого конца XX века. Его расселили и по инициативе якиманской общественности собирались было приспособить под музей-библиотеку, но так и не успели – деревянный дом сгорел. Сейчас на этом мес­те – гаражи «ракушки».

Не дожил до наших дней и дом, где с 1895 г. до своей смерти в 1911-м жил великий русский историк В.О. Ключевский. Его снесли еще до войны при возведении большого жилого здания (N 10) для работников завода им. Владимира Ильича. Часть квартир этого монументального строения успели заселить в 1941 г. Последнюю секцию дома сдали лишь в 1947-м.

Дол­гое время дом № 10 был самым большим и самым заметным на Житной – семь этажей, лепные украшения, в нижнем этаже автостанция, булочная, поликлиника. Здание выглядело гигантом в окружении старинных домишекыне остался только один, капитально перестроенный под банковский офис. Он прячется во дворе, за спиной дома № 10.

Рядом в начале XXI века поднялось многоэтажное административное здание. Оно примыкает к огромному комплексу государственных учреждений, протянувшемуся вдоль Житной до уг­ла с Б. Якиманкой. Ансамбль создавался по замыслу архитек­торов Д.И. Бурдина, М.П. Артемьева, В.П. Бельской, Ю.Р. Рабаева, В.Г. Тальковского и Б.П. Яковлева в 1960-1980-х гг. Он включает в себя здания Центрального Банка Рос­сии, Министерства юстиции и Министерства внутренних дел. В 1972 г. при строительстве комплекса в числе прочего была снесена и церковь Казанской иконы Божией матери, переоборудованная к тому времени в кинотеатр «Авангард». Уже в наши дни на этом месте в память о разрушенном храме возвели часовню. Ею и заканчивается Житная улица.

Борис Арсеньев, проект Энциклопедия одного района «Якиманка от А до Я»©