ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Эта книга посвящена западной части Замоскворечья, которая до 1917 года входила в Якиманскую часть, а с 1992 года стала районом Якиманка. Исторический очерк рассказывает о многовековой особой роли этих мест в жизни Москвы.

 Замоскворечье — это пойменная территория в излучине Москвы-реки на правом берегу, напротив Кремля. Местность низкая и ровная: все московские холмы на другом берегу. Только к юго-западу рельеф немного повышается. Там еще с XIV века известно село Хвостово (ныне Хвостовы переулки). Остальное Замоскворечье заселялось гораздо позже и слабее, чем левый берег. Тому были две главные причины.

 Во-первых, до того, как был прорыт Водоотводный канал (1786), вся прибрежная часть Замоскворечья ежегодно заливалась паводками. Поэтому здесь были только луга, сады, огороды и слободы садовников. На месте канала была цепочка небольших заросших озер, оставшихся от древней старицы и пополняемых паводковыми водами. Во-вторых, до конца XVI века Замоскворечье было совершенно открыто с юга: здесь не было ни естественных преград, ни оборонительных сооружений. А юг был источником непреходящей опасности. Когда подступал неприятель, Замоскворечье выжигалось, а жители спасались на левом берегу. Так было в 1367 и 1369 годах, когда Москву осаждал литовский князь Альгирдас (Ольгерд), в 1382 году во время нашествия Тохтамыша, в 1409 году - Едигея, в 1451 - Мазовши.

И только Иван IV расселил в Замоскворечье стрелецкие полки, а при сыне его Федоре Иоанновиче появилось четвертое оборонительное кольцо Москвы - Скородом - 15-километровый земляной вал с земляными же бастионами. По валу шла стена из вертикальных заостренных бревен. Скородом был построен всего за два года (1591-92), от чего и произошло его название. Посады внутри стали называться Земляным городом. Этот оборонительный рубеж охватил и Замоскворечье, оставаясь для него единственным, в то время как кремлевскую часть города защищали каменные стены Китай-города и Белого города. Скородом имел 12 ворот (застав), из коих три оказались в Замоскворечье.

Лишь тогда жить здесь стало относительно безопасно, и Замоскворечье стало складываться как часть города, причем особая его часть. Эта особость, обусловленная географическими и историческими причинами, прошла сквозь века, частично дойдя до наших дней. Здесь всегда селились те слои общества, чьим делом было защищать Москву, прикрывая ее с юга, а также обслуживать и кормить столицу, и прежде всего - Кремль, великокняжеский, а позднее царский двор.

 С XVI века Замоскворечье состояло из военных, ремесленных и тягловых (черных) слобод и сотен. Боярских усадеб почти не было, служилые дворяне тоже редко селились здесь. В последующие века, когда оборонное значение Замоскворечья отпало, оно оставалось самой трудовой и демократической частью города. В XVIII-XIX веках даже говорили, что, когда на Арбате и Пречистенке только спать ложатся, в Замоскворечье уже встают. Возникшие здесь богатые усадьбы принадлежали большею частью не дворянам, а купцам и промышленникам: Демидовым, Долговым, Матвеевым.

Уличная сеть Замоскворечья сложилась совсем иначе, чем на левом берегу. Главные улицы шли от двух мостов: Всехсвятского и Живого. Всехсвятский был чуть выше по течению, чем нынешний Большой Каменный мост, а Живой (наплавной) был чуть ниже Москворецкого моста. На юге эти улицы выходили на три главные дороги - Калужскую, Серпуховскую и Коломенскую. На пересечении этих дорог с кольцом Скородома, у застав, образовались площади, назначение которых было и торговое, и оборонительное: здесь происходили сборы войск. Калужская и Серпуховская заставы дали начало одноименным площадям; Коломенская была на месте площади Павелецкого вокзала. Близ нее была Коломенская ямская слобода.

Центральное место занимала Серпуховская застава. Серпуховская дорога была самой главной: она вела не только в Серпухов и Тулу, но и в Крым, и в Орду. К этой заставе сходились обе дороги от мостов (будущие улицы Б.Полянка и Б.Ордынка). Позднее возникла третья дорога (будущая Пятницкая), и получилось характерное "замоскворецкое трехлучие" с центром на Серпуховке. Таким образом, вместо левобережной системы "лучей от Кремля" здесь мы видим картину как бы обратную, зеркальную. Это - отличительная особенность планировки Замоскворечья.

Пятницкая дублирует Ордынку: они начинаются и заканчиваются в одних и тех же местах. Это можно объяснить так: Ордынка - главная ось и самая оживленная улица Замоскворечья. Жить на ней было и удобно, и престижно. И когда все участки вдоль нее были заняты, стали селиться рядом - получилась почти параллельная улица. Позднее то же произошло на Полянке: там возникла Малая Полянка. Основное трехлучие дополнилось двумя диагоналями: от Всехсвятского моста к Калужской заставе (будущая Большая Якиманка) и от Живого моста к Коломенской заставе (будущая улица Татарская). В итоге получилась картина, почти симметричная относительно главной оси север-юг.

Такого планировочного рисунка в Москве нигде больше нет. С ростом населения эта планировка дополнилась еще "дублерами": Новокузнецкая, Малая Ордынка, Малая Якиманка. Ордынка - прямая улица, так как идет по едва заметному водоразделу, то есть, посуху. Остальные улицы изгибались, обходя болотистые места, коих в Замоскворечье было немало. Позднее эти изгибы закрепились застройкой и дошли до наших дней. Это придает ровному Замоскворечью исключительную живописность.

Изгибы улиц отмечались вертикалями колоколен. Каждый отрезок улицы был ориентирован на храм, а лучше сказать - был осенен храмом. Колокольни, по замоскворецкой традиции, выводились на красную линию. В давние времена и в наше время в планировке Замоскворечья происходили некоторые изменения. Дорога из Кремля на юг, что выходила из Боровицких ворот и пересекала Москву-реку по Всехсвятскому мосту, от плотины на старице разветвлялась на будущие Б.Полянку и Б.Якиманку. Позднее они немного изменили направление. В середине XVII века чуть ниже плотины появился Косьмодамианский мост (впоследствии - Малый Каменный). Б.Полянка шла прямо от него, а едущим на Якиманку приходилось делать небольшой крюк по берегу.

Когда был проложен канал и стали застраиваться набережные, это положение закрепилось и существовало до 1969 года, когда через старые кварталы был пробит широкий прямой проезд с Б.Полянки на улицу Димитрова, как звалась Б.Якиманка с 1957 по 1992 год. Поскольку эта улица связывает центр с Юго-Западом, а потоки транспорта все растут, в начале 1980-х годов, начиная от этого места, улица была расширена более чем вдвое - до 50 м. При этом сгладились, хотя и не исчезли, изгибы улицы.

Большая Полянка сохранила свою трассу, как не меняла и свое по-московски ласковое имя. До середины XIX века она уступала Б. Якиманке в представительности и престижности, но к началу нашего века обогнала ее в этом отношении: солидные доходные дома сменили прежние деревянные домики. В наше время Б. Якиманка опять вышла вперед – уже за счет современной застройки.

Продолжение следует