Многие годы власти Москвы были категорически против оформления в собственность земельных участков многоквартирных домов. Внутриквартальное межевание не проводилось, земля не ставилась на кадастровый учет, хотя проведение такого учета — прямая обязанность государства и его органов на местах.

Можно предположить, что оформление откладывалось, чтобы земля оставалась городской, точнее – в чиновничьем управлении. При этом власти убеждали москвичей, что эта земля нам не принадлежит. И требуется от нас одно – забыть, что участки для строительства и эксплуатации домов выделялись ещё до начала их проектирования, а потом перешли в нашу собственность согласно закону!

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ), владельцам квартир на праве долевой собственности принадлежит общее имущество, в том числе земельный участок, на котором расположен их дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на этом участке объекты.

В нашем случае границы и размеры участков были установлены исполнительной властью при строительстве и сдаче домов в эксплуатацию. Именно эти решения и являются правоустанавливающими документами.

При этом ссылки властей на отсутствие госрегистрации земельных участков лукавы и вводят жителей в заблуждение. Федеральный Закон № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дал предельно простую формулу: «Право общей долевой собственности на общее имущество в МКД возникает в силу закона независимо от факта государственной регистрации такого права. Государственная регистрация права общей долевой собственности… может осуществляться по желанию правообладателей. Такая регистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер (выделено мною – В.Ф.)», т.е. госрегистрация по закону не обязательна.

Еще раз: земельный участок по закону принадлежит собственникам помещений с момента перехода к ним прав на помещения, а не с момента его регистрации! И никакие госорганы не имеют права без решения общего собрания собственников изменять его границы в любую сторону (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ): «Уменьшение размера общего имущества в МКД возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме… Исключение — случаи, специально оговоренные законом».

Утверждение чиновников, что до момента госрегистрации земельный участок принадлежит государству, а собственники являются лишь его владельцами — ложь! Чиновники остаются распорядителями такого участка только в той мере и до тех пор, пока это им позволяют собственники, то есть мы с вами.

И вот власти решили, что пришли «лучшие времена» и пора лишить жителей их собственности «по закону». Деятельность развернулась нешуточная и, можно сказать, авральная. Из примерно 50 кварталов Якиманки более половина уже прошла процедуру «межевания». Практически на каждом заседании Совета депутатов мы заслушиваем «информацию» о проектах градостроительного межевания очередных кварталов и о проведении очередных публичных слушаний.

Решения стандартны: «Принять информацию к сведению». Вот и на последнем заседании Совета 10-го ноября мы заслушали информацию о предстоящем межевании сразу пяти кварталов Якиманки. У депутатов, собственно, ничего и не спрашивают, да и зачем? Все давно решено, без депутатов и без жителей.

Цель очевидна: отобрать, по возможности, нашу придомовую территорию и построить платные парковки, автозаправки и другие объекты. Глядишь, и местечко для элитного жилья найдется. По оценкам экспертов, проводимое межевание лишает жителей 50-ти и более процентов их законной придомовой территории.

Цели соответствуют средства. Городская власть поручила выполнять межевание не землеустроителям, а проектным институтам и организациям, никогда правом выполнения таких работ не обладавшим, и их работникам, кадастровыми инженерами не являющимся и представления об этой работе не имеющим.

Так, «межевание» кварталов Якиманки было поручено ЗАО «НИИиПИ экологии города», на сайте которого указано, что оно «является уникальной организацией, сочетающей в себе функции изыскательского, проектного, научного центров, обеспечивая тем самым возможность решения сложных комплексных задач, возникающих в области проектного обеспечения инвестиционно-строительной деятельности (выделено мною – В.Ф.)». Очевидно, именно последнее и является приоритетным направлением деятельности фирмы. Понятно, что отнять у жителей их придомовую территорию и обеспечить на ней инвестиционно-строительную деятельность действительно является «сложной комплексной задачей».

Российским законодательством (п. 3 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») установлено, что с 1 января 2013 г. это могут делать только специально обученные и обладающие соответствующими правами и обязанностями кадастровые инженеры. Для справки: с 1 января 2013 г. до 1 января 2014 г. наряду с ними кадастровую деятельность были вправе осуществлять организации, которые до 31.12.2012 г. имели право осуществлять гостехучет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

Приглашенные в управу Якиманки на одно из публичных слушаний известные эксперты по вопросам межевания Д.И. Катаев и А.А. Рекант внятно, со ссылками на статьи федеральных законов пояснили жителям, районным депутатам и работникам управы, что в ходе т.н. «межевания», а, точнее, перемежевания допущены грубейшие нарушения действующего российского законодательства.

Заместитель главы управы по вопросам строительства и реконструкции А.В. Константинова на все неудобные вопросы неизменно отвечала, что «юридическая сторона дела нас не касается». Нас – это кого? Жителей очень даже касается, ведь речь идет конкретно об их придомовой территории, об их собственности.

Если внимательно изучить «проекты межевания» кварталов нашего района, то выяснится, что «экологи» свели работу к обычному «проектному обеспечению инвестиционно-строительной деятельности» по техзаданию заказчика — Департамента городского имущества Москвы.

Возникает вопрос: а знали ли исполнители, что по закону они не имеют права выделять землю, устанавливать границы участков, определять их заново, по сегодняшним нормативам с неизвестно откуда взявшимися «понижающими коэффициентами»? Понимали ли они, что «технические задания» грубо сфальсифицированы:
а) там отсутствуют не только сами правоустанавливающие документы (п. 1 ч. 2 ст. Закона о кадастре), но даже и ссылки на них;
б) нормативы взяты из документа (МГСН 1.01-99. «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы»), который не подлежит применению, поскольку не опубликован надлежащим образом и не зарегистрирован органами Минюста РФ.

Что касается результата работы, то это должен быть не «проект межевания», а предусмотренный Законом о кадастре «межевой план». И кадастровый инженер, а не «главный специалист», как указано в списках авторов этих работ, должен был предварительно изучить и проверить правоустанавливающие и другие документы, выйти на местность, провести обследование границ и межевых знаков, затем составить технический проект и согласовать его с жителями — собственниками, владельцами и пользователями земельного участка. Ничего этого сделано не было.

Совокупность грубых нарушений законодательства, и полное единообразие в действиях и решениях лиц, причастных к «московскому» межеванию, наводит на мысль о злонамеренности и существовании организованной преступной группы, действия которой подлежат оценке в рамках статей Уголовного кодекса РФ. Но это дело правоохранительных органов. Что касается районных управ, то, справедливости ради отметим, они — нижние звенья-исполнители, обязанные выполнять указания сверху.

А что делать жителям в условиях хорошо организованной кампании по «межеванию», точнее, отъему их земли?

В этом случае есть только один способ отмены уже состоявшихся межеваний и прекращения преступной практики. Идти в суды и добиваться:
1. Признания действий должностных лиц неправомерными, в связи с многочисленными грубыми нарушениями законодательства при проведении межевания конкретных кварталов.
2. Аннулирования результатов прошедших межеваний кварталов по тем же основаниям.
3. Проведения межевания кварталов в кратчайшие сроки в полном соответствии с действующим законодательством России.
4. Признания МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы» недействующим с момента издания.

К этой нелегкой работе необходимо хорошо подготовиться. Собрать доказательства: правоустанавливающие документы, копии межевых дел, кадастровые паспорта и выписки; подтверждение отсутствия у лиц, выполнявших межевание, статуса кадастрового инженера, а у организации — соответствующих прав. Одновременно собрать подписи граждан, поручающих своему представителю защиту их интересов в органах и организациях, включая судебные. Имея документы, будем добиваться отмены незаконного межевания и проведения его в полном соответствии с действующим законодательством.

Депутат Якиманки В. Филиппов, тел. 8-916-705-78-01