О том, как сочетать несочетаемое, как примирить архитектурные эпохи и облагородить город задумывались еще в советское время. Но грамотно «вписывать» новые строительные проекты в исторический архитектурный ландшафт удается только в последние годы. Ярким примером тому стала перестройка комплекса «Красный Октябрь».

По плану Моспроекта-2 шоколадная фабрика превратится в зону элитных апарт-отелей и лофтов (промышленных площадей, получивших жилую функцию). Внешний вид здания останется неизменным, а фабричная труба из красного кирпича станет его визитной карточкой. Такие изменения не случайны. В рамках строительства туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» комплексной реконструкции подвергнется не только «Красный Октябрь», но и весь Болотный остров.

Ни огнем, ни водой

С царских времен это место, расположенное южнее Кремля, перестраивалось десятки раз. Болотный остров не всегда был островом. В XV веке застроенный домами и лавками правый берег Москвы-реки соединялся с Кремлем бродом, находившимся примерно на уровне современного Большого Каменного моста. Недалеко от этого места стояла церковь Николы. Она сгорела в 1493 году, подпалив весь город. Мощнейший пожар не остановила даже река. По свидетельствам очевидцев, Москва превратилась в пепелище. Спустя некоторое время по приказу Ивана III во избежание повторения бедствия вблизи Кремля все дома на правом берегу реки снесли и вместо них разбили сады. Отсюда, кстати, и пошло название местности - Садовники. Но пожаров в истории Болотного острова было еще немало. Новый пожар в начале XVIII века уничтожил царевы сады, с тех пор их не восстанавливали. Вместо них опять начали возводить дома и промышленные предприятия.

Так, по указу Петра I на территории бывших садов появился суконный двор. Позднее здесь построили курьерский и винно-соляной дворы. Вместо брода через Москву-реку в 1693 году возвели каменный Всехсвятский мост, возле которого быстро соорудили торговые лавки. Южнее моста, в низине, было болото, тянувшееся до Балчуга. Зимой оно замерзало, и на его ледяной поверхности устраивали базар, где торговали разными вещами. А весной во время паводка место это запаливалось. Чтобы обеспечить сброс лишней воды, прорыли рвы, и по ним вода стекала в реку. Но и они не спасали от наводнений. Тогда был вырыт канал, который стали называть Водоотводным. На месте прежних рвов, засыпанных за ненадобностью, появились переулки 1-й Раушский и Мучной, ныне Фалеевский. А сами Садовники стали островом. Ирригационные мероприятия привели к осушению местности. Люди стали активнее обживать остров. Но в 1812 году Садовники сгорели вновь. Их возрождали из пепла уже по проекту Осипа Бове, предусмотревшего широкие улицы и солидные каменные дома преимущественно в стиле ампир. Так начался новый период острова - купеческий.

Новейшая история

Богатейшие купеческие фамилии возводили напротив Кремля свои дома и производственные корпуса. Во второй половине XIX века здесь появился механический завод Г. Листа (после революции - «Красный Факел»), затем шоколадная фабрика Ф. Эйнема, известная сейчас под брендом «Красный Октябрь». В подворье купца В.А. Кокорева (Софийская наб., 34) имелись склады и крупнейшая в Москве гостиница, где в разное время останавливались П.И. Чайковский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин и другие известные люди. При советской власти здание перешло жилищному товариществу, а затем армейскому ведомству. А на месте двора Фалеева братья Бахрушины отстроили Дом бесплатных квартир для нуждающихся.

На западной стрелке острова, возле которой сегодня стоит памятник Петру I, в 1867 году открыли Императорский московский речной яхт-клуб, пользовавшийся большой популярностью. Он располагал не только собственным зданием, но и эллингами, где хранились лодки. Здесь регулярно проводились соревнования по гребле. Первый Кубок России в 1892 году выиграл Сергей Шустов, принадлежавший известной фамилии водочных и коньячных королей. Он был директором товарищества «Н.Л. Шустов с сыновьями», а также командором и меценатом яхт-клуба. Клуб продолжал работать и в советское время как гребная база «Стрелка». По счастью, это здание сохранилось до наших дней.

При сооружении в 30-х годах XX века Большого Каменного моста близлежащие постройки винно-соляного двора снесли, и на их месте возвели жилой комплекс ЦИК СНК СССР, называемый Домом правительства, или Домом на набережной. Автор проекта - архитектор Б.М. Иофан. Претерпела изменения и Болотная площадь. В 1947 году в честь 800-летия Москвы здесь разбили большой сквер.

Золотой Остров в золотом кольце

По замыслу авторов программы «Золотое кольцо Москвы», территория вокруг Кремля станет доступной для пешеходных прогулок. И Болотный остров в этом проекте - главный маршрут. Его историческая территория станет туристической зоной «Золотой Остров», в которой смогут провести свой досуг несколько сот тысяч туристов одновременно. На 42 гектарах разместятся 17 отелей, 14 смотровых площадок, выставки, музеи, кафе, рестораны, торговые комплексы. Появятся художественные галереи, вернисажи, небольшие театры-студии. Туристы могут также осмотреть исторические достопримечательности, прогуляться по набережным и бульварам. Кроме того, благодаря оригинальному каскаду мостов от Пречистенской набережной можно будет попасть на Якиманку, а затем к Третьяковской галерее.

Начнется маршрут от храма Христа Спасителя и пройдет над Москвой-рекой, через которую переброшен Патриарший мост, переходящий в эстакаду над островом. Постепенно понижаясь с 11 метров до пяти с половиной над землей, эстакада заканчивается еще одним мостом над Водоотводным каналом. Концепция приподнятой пешеходной зоны предложена коллективом архитекторов Мастерской №10 проектного института «Моспроект-4» под руководством А.В. Бокова. По обе стороны эстакады поднимутся на два-три этажа корпуса отеля. Они сделают ее похожей на городскую улицу. В нижней части моста разместятся службы гостиничного сервиса. При желании с эстакады можно спуститься на остров и пересечь его в любом направлении: например, до западной стрелки и по набережной спуститься к реке, к зданию бывшего Императорского яхт-клуба, памятнику Петру I, а затем перейти по небольшому мостику к Парку искусств. Можно будет посетить и Музей шоколада в комплексе «Красный Октябрь». Здесь также останется цех ручного производства шоколада, выпускающий только элитные сорта, ставшие гордостью предприятия.

Бывший сарай с видом на Кремль

Остальные корпуса завода передадут в руки дизайнеров, которые превратят их в элитное жилье. Сейчас ведется разработка архитектурной концепции первых московских лофтов. Самым дорогим будет не сам лофт, а вид из окна - на Кремль и храм Христа Спасителя. Чтобы потенциальный покупатель смог реально увидеть, что будет представлять собой такое жилье, в «Красном Октябре» создали демонстрационный лофт. Им стал переоборудованный лодочный сарай, пристроенный к зданию царского яхт-клуба. Это помещение в 200 квадратных метров с 10-метровыми потолками, стеклянной лестницей, просторной антресолью. Краснокирпичные стены оштукатурены лишь местами. «Украшения» - воздуховоды, старые деревянные балки, металлические опоры. Этот архитектурный проект стал первым в истории России. А в Европе и США лофты появились еще 40 лет назад, когда заводы и фабрики стали выводить из городов. Художники и скульпторы обустраивали мастерские в заброшенных дешевых зданиях - им нужны были помещения с высокими потолками, чтобы размещать свои произведения, и большим количеством воздуха, чтобы не задохнуться от краски и пыли.

Сегодня жить в лофтах модно, во всех странах издаются альбомы с их интерьерами.

Потенциальные районы появления лофтов в Москве - Хамовники на территории одноименного пивного завода, Лефортово - корпуса завода «Cерп и молот», юг Замоскворечья, Шаболовка и Новослободская. Стоимость квадратного метра в лофте будет начинаться от $8 тысяч. Таким образом, окончательная его стоимость при средней площади, как на Западе, в 400-500 кв. м составит более $3 миллионов.

Проект Золотой Остров, безусловно, дорогостоящий, поскольку предполагает не только реконструкцию и сооружение зданий, но и замену всех инженерных сетей. Но большую часть расходов возьмут на себя инвесторы. Понятно, что столь масштабную программу, включающую немалое число участников, нельзя реализовать в одночасье. Причем освобождение территории от производств занимает больше времени, чем новое строительство. Поэтому проект рассчитан на постепенное воплощение.

Евгения Решетникова, "Московская перспектива", № 59 за 17.06.2008