Знаменитый проект «Золотой остров» пришлось существенно изменить. Теперь в самом дорогом (потенциально) районе Москвы не будет офисов, а жилья построят в 3 раза меньше, чем предполагалось: 64 тыс. кв. м. вместо 200 тыс. кв. м.

Идея глобального преобразования территории, расположенной прямо напротив Московского Кремля, появилась в 2001 году. В 2003 году была принята концепция реконструкции Болотного острова (между Москвой-рекой и Водоотводным каналом) от стрелки до Большого Москворецкого моста. Предполагалось, что 48 гектаров бывшей промзоны превратят в элитный район с 5-звездочными гостиницами, офисами и жилыми апартаментами. Девелопером проекта в 2006 году была назначена компания «Гута-девелопмент».

Однако выяснилось, что, пока разрабатывался проект, российское законодательство изменилось. Теперь застройку территорий, попадающих в охранную зону Кремля, необходимо согласовывать в Минкультуры. Причем на положительное решение экспертов можно рассчитывать только в том случае, если разработанные проекты соответствуют результатам историко-культурного исследования и положениям закона об охране памятников. В охранной зоне запретили новое строительство, разрешена только регенерация исторической среды в утраченных объемах. В своем первоначальном виде проект никак не мог рассчитывать на успешное согласование, так как исторически эта территория была застроена зданиями, не превышающими 1-2, максимум 5 этажей, тогда как запланированные новоделы существенно превышают эту высотность. По проекту высотность новых зданий должна была увеличиваться от набережных к центру участка, где достигала 9-10 этажей. Набережные, выходящие на Кремль, предполагалось отдать под пешеходные зоны, кафе, арт-галереи, магазины и т. д. Теперь, несмотря на уже вложенные инвесторами миллионы долларов, новостройки пришлось уменьшить в размерах и значительно «проредить».

Кроме того, из «отредактированного» проекта убрали офисы, зато в полтора раза увеличили общую площадь гостиниц (в первоначальном варианте - 103 тыс. кв. м.). Градостроительный совет г. Москвы исходил из того, что основная функция «Золотого острова» - туристическая. На нее и делается акцент в новой концепции. Возле Большого Каменного моста планируется построить второй в городе отель знаменитой сети Four Seasons (первый уже возводится на месте снесенной гостиницы «Москва»). Еще несколько шикарных гостиниц появится на территории, примыкающей к Кремлю. Софийская набережная станет пешеходной. На острове появятся 14 смотровых площадок, музеи, вернисажи, арт-галереи, многочисленные кафе и бутики. Для связи с «большой землей» будут построены три пешеходных моста и новая станция метро «Кадашевская» Калининской линии. Находящиеся здесь промышленные и административные здания фабрики «Красный октябрь» выведут за МКАД, останутся лишь постройки, представляющие историческую ценность. Это некоторые фабричные цеха «Красного Октября» и бывший императорский яхт-клуб. Эти здания отреставрируют, в одном из бывших цехов разместится музей шоколада. Также останется цех ручного производства шоколада, выпускающий только элитные сорта, ставшие гордостью предприятия.

Для жилой застройки почти из 50 гектаров острова выделили всего 6,5 га. Главной изюминкой станут лофты - новый для Москвы формат жилья. Лофты - это апартаменты в стиле хай-тек, без межкомнатных перегородок, оборудованные в бывших промышленных зданиях с сохранением их инженерных и конструктивных особенностей: высоких потолков, панорамных окон, металлических балок, труб, кирпичной кладки и т. д. Классические лофты имеют многометровую высоту и огромные площади - от 500 до 1000 кв. м. Лофты «Золотого острова» обустроят в сохраненных цехах и яхт-клубе. Они будут одними из самых дорогих в мире - по $30-40 тыс. за квадратный метр. «Это будут самые дорогие и престижные квартиры в городе», - обещает «Гута-девелопмент». Чтобы потенциальный покупатель смог реально увидеть, что будет представлять собой такое жилье, в «Красном Октябре» создали демонстрационный лофт. Им стал переоборудованный лодочный сарай, пристроенный к зданию царского яхт-клуба. Это помещение в 200 квадратных метров с 10-метровыми потолками, стеклянной лестницей, просторной антресолью. Краснокирпичные стены оштукатурены лишь местами. Лофт «украшают» воздуховоды, старые деревянные балки, металлические опоры.

Еще одна необычная особенность проекта - обилие подводных построек. Около 500 тыс. кв. м. магазинов, паркингов и даже апартаментов разместятся под водой. В частности, под каналом появится пятиэтажный торгово-развлекательный комплекс «Водный мир» площадью 100 тыс. кв. м. с круглогодичным катком, подводным театром, аквариумом и автостоянкой на 800 машино-мест. Еще одна подводная стоянка будет построена под каналом ближе к стрелке острова, ее соединят тоннелем с Якиманской набережной.

Моисеева Анна, ВсеДома.ru