Известный писатель-драматург Эдуард Яковлевич Володарский скончался в ночь с 8 на 9 октября в Москве. Писателю был всего 71 год.
 
Эдуард Володарский родился 3 февраля 1941 года в Харькове, в 1948 году семья переехала Москву, в Замоскворечье. Вот что он вспоминал о замоскворецком детстве:
 
«А в Москве я оказался в возрасте семи лет. Мы поселились в Замоскворечье . По тем временам это был, прямо скажем, криминальный район. Всю территорию вокруг Ордынки, Пятницкой, пронизывала масса переулков, где со старыми особняками соседствовали самые обычные бараки. Многие строения находились в таком ветхом состоянии, что их стены подпирали бревнами. К тому же это был рабочий район. Здесь располагалась фабрика Парижской коммуны. В общем, пьянство, драки, поножовщина были обычной вещью. Сейчас этот район столицы сильно изменился. Теперь весь центр почти полностью стал офисным, жилых домов с каждым годом все меньше, а в послевоенные годы здесь обитала масса народа. В юности у меня не складывались отношения с отчимом, и я много времени проводил на улице. В нашем районе было около двадцати пивных, и я шатался по этим пивным с компанией таких же ребят. А вокруг нас пили пиво фронтовики. Это сейчас они редкость. А тогда фронтовиками были почти все взрослые мужчины, и многие из них — инвалиды. В те времена почти не было протезов, их заменяли деревянные культяшки. Безногие же ездили на самодельных тележках, с подшипниками вместо колесиков. Они отталкивались руками от мостовой с помощью деревянных упоров, вроде тех, которыми маляры шпатлюют стены. Я тогда во все уши слушал рассказы этих людей, и они до сих пор во мне живут. Возможно, поэтому я всегда с удовольствием брался за сценарии о Великой Отечественной войне. Ведь она коснулась всех, в том числе и меня."

Путь в кино Эдуард Володарский начал издалека. Свою молодость отпетого дворового хулигана Володарский потом опишет в сценарии к фильму «Прощай, шпана замоскворецкая…» Там его звали не Эдуардом и не Едиком (как обращался к нему Владимир Высоцкий), а по-блатному Эдюлей. Позже, будучи в геологической экспедиции в Сибири, куда его занесла судьба, он послал на творческий конкурс во ВГИК свои рассказы и повести. И – поступил, на сценарное отделение. Первый фильм по его сценарию был снят в 1967 году – «Шестое лето».

За долгие годы, проведенные между письменным столом и рестораном Дома кино, где в тесном кругу рождались лучшие творческие идеи, Эдуард Володарский стал знаменитым и успешным сценаристом. Хотя цензура коснулась и его. Больше всего трудностей выпало на долю фильмов «Мой друг Иван Лапшин» и «Проверка на дорогах» – последний пролежал на полке 15 лет. В это время, как рассказывал сам Володарский, Андрон Кончаловский посоветовал ему перейти на пьесы. И очень быстро Эдуард Володарский становится одним из самых востребованных драматургов Союза. В одной Москве его пьесы идут во МХАТе, в театре Вахтангова, Пушкина, Ермоловой…

Однако самым известным, самым выстраданным фильмом по сценарию Володарского остается картина «Свой среди чужих, чужой среди своих». Сюжет пришел Володарскому из заметки в газете. Речь шла об эшелоне с золотом, который захватывают то белые, то красные. Первоначально авторы – Никита Михалков и Эдуард Володарский – назвали сценарий «Полмиллиона золотом вплавь, пешком и волоком». Многих из тех, кто принял участие в создании знаменитой картины, уже нет в живых. Не стало Юрия Богатырева, Александра Пороховщикова, Александра Кайдановского, Анатолия Солоницына, оператора Павла Лебешева. Теперь ушел и Эдуард Володарский.

Будучи Президентом Гильдии сценаристов Союза кинематографистов, Володарский читал лекции по сценарному делу. «Нельзя просто взять и стать сценаристом, – считал он. – Надо стать прежде всего писателем. Что такое сценарий? Это история. Не имея никакого жизненного багажа, человек никогда не сочинит историю, берущую за душу».

Фильмы по сценариям Володарского вошли в историю кино: «Дорога домой», «Жил-был Иван Лапшин», «Проверка на дорогах», «Штрафбат», «Прощай, шпана замоскворецкая…», «Моонзунд» и многие другие. Помимо сценариев Володарский писал и прозу. Среди его вышедших книг – «Русская», «У каждого своя война», «Дневник самоубийцы», «Охотник за черепами» и др.

Друг Высоцкого, Нагибина, Аксенова, Володарский унес с собой целую эпоху, в которой центром кинематографии были не деньги, а дружба. «Я все 70-е годы получал около четырех тысяч рублей в месяц, – вспоминал Эдуард Яковлевич. – Притом что зарплата министра была восемьсот рублей. У меня пять фильмов лежали на полке, зато я выбился в ведущие драматурги. Но мы с Володькой Высоцким умудрялись все пропивать. Я приезжал в «охранку» — охрану авторских прав в Лаврушинском переулке. Мол, денег взаймы не дадите? Нам надо! Тетка с ужасом говорит: мы же вам только что перевели 3800, мы в долг не даем. Поднимали реестр, там колонки городов, где идет спектакль… Ах, ну что же делать, полторы тыщи вам хватит? Володька кивает: мол, хватит. Я им:  хватит...»

Прощание с мастером состоится в четверг в Московском Доме кино.

Источники: Вестник Замоскворечья,  Аргументы и факты