Путь в кино Эдуард Володарский начал издалека. Свою молодость отпетого дворового хулигана Володарский потом опишет в сценарии к фильму «Прощай, шпана замоскворецкая…» Там его звали не Эдуардом и не Едиком (как обращался к нему Владимир Высоцкий), а по-блатному Эдюлей. Позже, будучи в геологической экспедиции в Сибири, куда его занесла судьба, он послал на творческий конкурс во ВГИК свои рассказы и повести. И – поступил, на сценарное отделение. Первый фильм по его сценарию был снят в 1967 году – «Шестое лето».
За долгие годы, проведенные между письменным столом и рестораном Дома кино, где в тесном кругу рождались лучшие творческие идеи, Эдуард Володарский стал знаменитым и успешным сценаристом. Хотя цензура коснулась и его. Больше всего трудностей выпало на долю фильмов «Мой друг Иван Лапшин» и «Проверка на дорогах» – последний пролежал на полке 15 лет. В это время, как рассказывал сам Володарский, Андрон Кончаловский посоветовал ему перейти на пьесы. И очень быстро Эдуард Володарский становится одним из самых востребованных драматургов Союза. В одной Москве его пьесы идут во МХАТе, в театре Вахтангова, Пушкина, Ермоловой…
Однако самым известным, самым выстраданным фильмом по сценарию Володарского остается картина «Свой среди чужих, чужой среди своих». Сюжет пришел Володарскому из заметки в газете. Речь шла об эшелоне с золотом, который захватывают то белые, то красные. Первоначально авторы – Никита Михалков и Эдуард Володарский – назвали сценарий «Полмиллиона золотом вплавь, пешком и волоком». Многих из тех, кто принял участие в создании знаменитой картины, уже нет в живых. Не стало Юрия Богатырева, Александра Пороховщикова, Александра Кайдановского, Анатолия Солоницына, оператора Павла Лебешева. Теперь ушел и Эдуард Володарский.
Будучи Президентом Гильдии сценаристов Союза кинематографистов, Володарский читал лекции по сценарному делу. «Нельзя просто взять и стать сценаристом, – считал он. – Надо стать прежде всего писателем. Что такое сценарий? Это история. Не имея никакого жизненного багажа, человек никогда не сочинит историю, берущую за душу».
Фильмы по сценариям Володарского вошли в историю кино: «Дорога домой», «Жил-был Иван Лапшин», «Проверка на дорогах», «Штрафбат», «Прощай, шпана замоскворецкая…», «Моонзунд» и многие другие. Помимо сценариев Володарский писал и прозу. Среди его вышедших книг – «Русская», «У каждого своя война», «Дневник самоубийцы», «Охотник за черепами» и др.
Друг Высоцкого, Нагибина, Аксенова, Володарский унес с собой целую эпоху, в которой центром кинематографии были не деньги, а дружба. «Я все 70-е годы получал около четырех тысяч рублей в месяц, – вспоминал Эдуард Яковлевич. – Притом что зарплата министра была восемьсот рублей. У меня пять фильмов лежали на полке, зато я выбился в ведущие драматурги. Но мы с Володькой Высоцким умудрялись все пропивать. Я приезжал в «охранку» — охрану авторских прав в Лаврушинском переулке. Мол, денег взаймы не дадите? Нам надо! Тетка с ужасом говорит: мы же вам только что перевели 3800, мы в долг не даем. Поднимали реестр, там колонки городов, где идет спектакль… Ах, ну что же делать, полторы тыщи вам хватит? Володька кивает: мол, хватит. Я им: хватит...»
Прощание с мастером состоится в четверг в Московском Доме кино.
Источники: Вестник Замоскворечья, Аргументы и факты