На дворе поздняя осень, предзимье. Листва с деревьев везде давно осыпалась. А на Мытной лишь на днях закончилось лето. Шесть старых лип на обочине у дома 3 до середины ноября шелестели на холодном ветру густыми зелены кронами.

Этот природный феномен кажется необъяснимым. Стык Мытной и проезда Апакова вовсе не экологический рай. Здесь сливаются транспортные потоки, атмосфера загазована, зимой все обильно обсыпано антигололедными смесями. Вокруг сплошной асфальт, пространство открыто ветрам. А деревьям хоть бы что: зеленеют посреди снегов, сбрасывая листья ближе к Новому году.

Разгадка явления, возможно, лежит в буквальном смысле под землей. Как раз под газоном с вечнозелеными липами проходит теплотрасса. Но такие коммуникации пронизывают весь центр Москвы, а вечнозеленых островков наперечет. Может дело еще и в том, что наши деревья приживались, росли и крепли, когда Мытная была тихой, обстроенной невысокими старинными особнячками улицей с чистым воздухом и без всяких зимних растворов. Но ведь и на Ордынке воспетые Пастернаком «вековые, пахучие, не отцветшие липы» провели молодость в тех же «тепличных» условиях, а за последние десятилетия повымерли почти все. Так что феномен на Мытной еще ждет своего объяснения.

Район Якиманка гордится званием самого зеленого в центре столицы. Болотный сквер – наследник древнего Государева сада, Царицина луга и Кокоревского бульвара, «Музеон», Парк Горького с историческим Нескучным садом – это огромное природное и культурное богатство. Зеленые зоны общего пользования занимают почти 30 процентов территории. Плюс дворы, уличные газоны. На благоустройство и озеленение тратится много сил и средств. Лишь в 2011-м капитальный ремонт прошел в девяти дворах, текущий – в 50. В Парке Горького приступили к оздоровлению газонов по новейшей технологии, в скверах разбили клумбы, высадили саженцы. Есть поистине райские уголки: тот же «Музеон», цветники у домов № 12 в Щетининском и № 5/9 в Добрынинском переулках, обихоженные местными жителями.

Но сказать, что вся Якиманка цветет и благоухает нельзя. Техногенная нагрузка слишком велика и во многих местах природная среда деградирует. Б. Якиманка, Б. Полянка, Б. Ордынка, Ленинский проспект, Крымский и Коровий валы – эти некогда зеленые магистрали почти облысели. Новые посадки чахнут, не выдерживая агрессивной среды мегаполиса. В переулках и дворах все больше сухостоя. Мертвые деревья торчат у дома 14 в 1-м Спасоналивковском переулке и в Лаврушинском, 3. Больными деревьями с перекрученными, покрытыми наростами стволами наполнен Парк Горького, и эта проблема одна из сложнейших для тех, кто взялся его возрождать.

Staroe_derevo250В зеленом щите района зияющие бреши оставляют новостройки. Так, несколько лет назад большую часть бывшего сада знаменитой усадьбы Новиковых-Свешниковых на Б. Полянке, 45 (Дворец творчества детей и молодежи) заняло офисно-жилое здание представительства Краснодарского края. Строительство многофункционального комплекса на Мытном, 40-42 повлекло вырубку около 90 деревьев и нескольких сотен кустов. Уничтожен последний крупный зеленый оазис в округе, где располагался стадион «Труд». Летом 2011 при сносе под новое строительство «дома Феоктистова» на Б. Ордынке, 42 заодно вырубили все окружавшие его деревья. Были ли проведены компенсационные посадки и где именно – так и осталось загадкой для местных жителей, взволнованных произошедшим. Кусты красивейшей сирени погибли во дворе полуразрушенного особняка на Старомонетном, 19, брошенного на произвол судьбы хозяином – военным ведомством.

Но и реставрация памятников архитектуры не всегда благо для их зеленого обрамления. После масштабных работ по восстановлению Марфо-Маринской обители из трех десятков вековых лип и кленов, помнивших еще Великую княгиню Елизавету Федоровну и переживших все лихолетья, остались единицы. И этот садовый новодел на Ордынке стал лауреатом престижного городского конкурса за 2009 год в номинации «Ландшафтная архитектура»!

Старинная усадьба на М. Якиманке, 19 во время недавней реконструкции лишилась едва ли не главной своей достопримечательности – двух ветел и лиственницы – современниц Наполеона, а быть может и Петра . Уцелела лишь древняя липа перед фасадом. Во 2-м Кадашевском, 12, переделывая палаты трехсотлетнего возраста под офисы, срубили ровесницу здания – огромную иву. В нынешних московских условиях деревья-старожилы без должного ухода быстро дряхлеют. Несокрушимый, как всем казалось, дуб на Донской, 23 дал трещину, которую по требованию местных жителей коммунальщикам приходится заливать специальным раствором.

Необходимы постоянное наблюдение и уход также и за другими зелеными ветеранами Якиманки. Это и дуб в 1-м Спасоналивковском 16 , «букет» из четырех вязов в бывшей усадьбе Медынцевых в М. Толмачевском, 8, и деревья Нескучного сада, видевшие Пушкина… Не о подобных ли писал некогда классик садово-паркового искусства аббат де Лилль: «Они священны! В них живет о прошлом память,/ Их старость, как отцов семейства, надо чтить»

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru