Заметки горожанина
Юрий Яковлев, актер Театра им. Вахтангова, народный артист СССР
В Москве я родился и прожил всю жизнь, вот уже скоро восемьдесят лет. Я люблю ее больше всех других городов, заграничных или российских.
Это мое самое родное, что есть на Земле, - для сердца, для души, для ума. Я даже стараюсь собирать книги о моем городе, в основном о старой Москве.
Что касается нынешнего положения в столице, то, конечно, есть много негативных вещей, которые я не приемлю. Разумеется, всех, и меня в том числе, раздражают пробки. Но имеются и другие поводы для отрицательных эмоций.
Например, что-то совершенно непонятное происходит с нашей торговой сетью. Я живу вблизи Арбата, в арбатских переулках. Так вот, если пройти от Смоленской до Арбатской площади, вы не заметите ни одного продовольственного магазина, даже маленького. Это удивительно! С трудом можно найти в наших арбатских переулках такой магазин - в подвальном помещении с крутыми ступеньками, с которых спуститься просто невозможно. Как это может быть? Все продовольственные торговые точки заменены бутиками с обувью, с тряпками, с ювелирными изделиями, бесконечным золотом, серебром и черт знает чем. Все что угодно - были бы деньги. Но обыкновенного хлеба, без которого нельзя жить, на Арбате не купишь. Просто какой-то кошмар!
Это что касается негатива. Теперь о позитивном. Я Москву, конечно, очень хорошо знаю, слава Богу, и она, надо сказать, очень изменилась в лучшую сторону, похорошела. При этом в архитектурном смысле вся прелесть ее, как и прежде, состоит в эклектике. Вы найдете здесь множество совершенно разных стилей - от классики до русского модерна и даже до готики. В Москве можно увидеть чудесные одноэтажные и двухэтажные домишки, которые до сих пор, к счастью, сохранились и глядят на мир своими уютными оконцами.
Отмечу при этом (тут мне поневоле приходится снова перейти к неприятному и даже страшному), что самое ужасное из того, что происходит в городе, - варварское уничтожение старой Москвы. Это не поддается никакому описанию, это поддается только Уголовному кодексу. Потому что нельзя так бездарно и так бесхозяйственно относиться к старой Москве. Я - свидетель тому. Взять хотя бы те же самые арбатские переулки, которые меня окружают, - Гагаринский, Сивцев Вражек, Могильцевский. Ведь от старых особняков ничего не осталось. Да, их иногда, к счастью, восстанавливают и приводят в приличный вид. Но в основном ломают. За что? Их даже ломать-то трудно, потому что они сделаны на таком растворе, который выдерживает удары не только ковшей экскаваторов и огромных металлических шаров, но и удары судьбы.
И еще одно: в городе, особенно в центре, слишком много рекламы, которая уже всем осточертела. Между тем к этому надо подходить избирательно, с умом. Законодательная власть на эту проблему внимания не обращает, да и стоит ли апеллировать к ней вообще - ведь она в принципе ничего не решает. Видимо, надо принимать какие-то экстренные меры, вплоть до президентского вмешательства, привлекать к урегулированию этого вопроса какие-то хозяйственные организации. Ясно одно: такой рекламы, как сейчас - не художественной, часто даже полуприличной, в Москве быть не должно. Всю ее, конечно, убирать не надо, но хотя бы половину щитов следует безжалостно демонтировать.
Источник: "Московские новости"