Дом на набережной занял место Винно-Cоляного двора. Фасад вдоль улицы Серафимовича совпадает с красной линией прежней Всехсвятской — это единственный материальный след ее существования. До прокладки канала Всехсвятская улица пересекала "остров" по дамбе.

 Винный двор - центр государственной виноторговли — возник здесь в начале ХVIII в. и назывался Большим Кружечным, а позднее — Каменномостским питейным двором. Обширный участок окружали низкие сводчатые каменные складские корпуса с глухими наружными стенами. В корпусе, ближнем к Малому Каменному мосту, помещалось управление предприятия — Корчемная контора — и аустерия (так в петровское время назывался кабак). В 1730-х годах Винный двор расширялся (арх. И. Мичурин, Ф. Васильев); в 1760-х — снова расширялся (арх. Д. Ухтомский). После устройства рынка на Болоте Винный двор стал частью общегородского торгового центра. Главный вход со Всехсвятской оформился проездной башней в стиле классицизма, глухие стены тоже получили классическую обработку. В дальнейшем облик комплекса не менялся; в ХIХ веке он, в соответствии с назначением, стал называться Винно-Cоляным двором. Часть его строений в глубине участка была разобрана на рубеже ХIХ-ХХ веков для строительства электростанции, а остальные — перед постройкой Дома на набережной.

Рядом с его громадой, прячась по утрам в его тени, стоит сказочно живописный ансамбль, известный как "Усадьба Аверкия Кириллова" (Берсеневская наб., 20). Владение издавна принадлежало боярам Беклемишевым. Последний в роду, Иван Никитич Берсень-Беклемишев, возглавил при Иване III консервативную оппозицию, которая противилась укреплению абсолютной монархии, и в 1525 г. был казнен. В его ведении была так называемая Берсеневская решетка — ночная застава на улице, от чего и произошло затем название урочища и набережной. После казни боярина его усадьба, как и прочее имущество, отошла в казну, а потом была пожалована государеву садовнику Кириллу. Ансамбль строился в 1656-57 годах при его внуке Аверкие Кириллове, московском госте, то есть, купце.

Царь Алексей Михайлович возвел его в высокую должность думного дьяка. Он выступал на стороне Нарышкиных против царевны Софьи и в 1682 г. был убит стрельцами во время бунта.

«...а думного дьяка Оверкия Кирилова убили за то, что он будучи у вашего государского дела, со всяких чинов людей великие взятки имал и налогу всякую неправду чинил...» («Восстание в Москве 1682 г.» М., 1976).

В глубине участка стоят палаты, рядом — церковь Николы на Берсеневке. Ситуация для Москвы нередкая — церковь возводится в усадьбе на средства владельца. И дом, и церковь заметно вросли в землю, вернее, это нарос за три века культурный слой. Палаты стоят на белокаменном подклете времен еще Берсень-Беклемишева. На пoдклете, вероятно, была деревянная надстройка (подклет, как правило, переживает не одну надстройку). Аверкий Кириллов построил два сводчатых кирпичных этажа. Завершение строительства было отмечено круглым резным белокаменным "замком" в центре свода юго-восточной палаты второго парадного этажа. По традиции, главную приемную палату отличали размеры, пышное убранство и изображение креста на своде — отсюда название "крестовая палата". Здесь крест вырезан на замковом камне, а вокруг него — надпись с датой постройки. Подклет соединялся с жилыми этажами внутристенной лестницей — древнерусский строительный прием. В 1690-х годах появились: переход к церкви на двух арках, восточное "красное" крыльцо и пристройка с запада. Тогда был еще деревянный летний этаж с белокаменным гульбищем и "висячий сад". Пышные карнизы и наличники, кувшинообразные столбы крыльца и многоцветные изразцы создают нарядный облик дома. В 1703-11 годах дом перестраивался при новом владельце А.Ф.Курбатове - дьяке Оружейной палаты, втором муже овдовевшей снохи Аверкия Кириллова. Он возглавлял строительство Арсенала в Кремле. При нем к северному фасаду палат была сделана двухэтажная пристройка с нарядным крыльцом и теремком-мезонином. Теремок украшен крупными завитками (волютами) и рельефным узором из цветов и фруктов. Архитектура пристройки насыщена мотивами петровского барокко, особенно обрамление входа. Фасад, обращенный к реке, стал главным, что не случайно: река уже стала осознаваться как городская магистраль. Автором пристройки считают или Михаила Чоглокова — заместителя Курбатова на строительстве Арсенала, или другого видного зодчего петровского времени — Ивана Зарудного. В любом случае это виртуозная "игрушка" крупного мастера.

В середине ХVIII в. усадьбой владел надворный советник Андрей Зиновьев. После него задний двор заняли склады Винного двора, а в палатах помещалась Корчемная контора. Переход к церкви был разобран. Позднее палаты занимали: Межевая канцелярия, Канцелярия конфискаций, Сенатский архив. С середины ХIХ в. до 1917 г. дом принадлежал Московскому отделению Археологического общества; ныне в нем — НИИ культуры. К западу от палат сохранились остатки сада - ясени и красивый трехствольный вяз.

 Церковь Николы строилась одновременно с палатами. По данным летописи, в Верхних Садовниках в ХV в. был деревянный храм Николы на Песках. Он первым загорелся в 1493 г., после чего страшный пожар перекинулся на левый берег и выжег весь город. Тогда говорили: "От копеечной свечки Москва сгорела". В середине ХVI в. храм был восстановлен, тоже в дереве, и стал называться Николо-Берсеневским. В 1625 г. была построена каменная церковь, от которой в составе нынешнего храма осталась часть белокаменного подклета. На подклете стоит высокий бесстолпный четверик, увенчанный пирамидой кокошников и пятью главами: центральная — световая, а четыре — глухие. В двух апсидах устроены приделы, поэтому они тоже с главками. Таким образом, храм — семиглавый. В его декоре много общего с палатами. Оба здания образуют парадный двор, главным украшением коего является северная паперть с совершенно сказочным. будто с картины раннего Рериха, крыльцом. Под папертью — усыпальница рода Кирилловых. Богатые наличники, пучки колонок на углах, сложный карниз и разнообразная обработка барабанов глав делают храм блестящим примером "дивного московского узорочья". В 1812 г. от пожара рухнула трапезная, после чего ее восстановили в стиле ампир. Главный храм с новым иконостасом, лепным карнизом и росписью освятили в 1813 г. Позднее живопись неоднократно поновлялась. Сохранились лишь фрагменты росписи середины прошлого века.

Церковь Николы много лет принадлежала НИИ культуры, используясь как архив и коференц-зал. Сейчас храм возвращен верующим, в 1998 г. он отметил свое 340-летие. Позади храма поставлена новая деревянная звонница. Перед храмом собраны части разбитых надгробий церковного кладбища. Самое старое надгробие — 1642 года — жены государева садовника Никулина. Поставлен новый крест в память всех здесь погребенных. Участок церкви был обнесен каменной стеной, которая частично сохранилась.

 Ансамбль дополняют так называемые Набережные палаты. В 1694г. на набережной была построена колокольня с проездной аркой и надвратной Казанской церковью. По бокам были пристроены двухэтажные дом причта и богадельня. Получился длинный корпус Набережных палат. Он перестраивался в ХVIII в., а после пожара 1812 года колокольню разобрали. Вместо нее в 1854 г. построили новую колокольню по оси храма с западной стороны (снесена в 1930-х годах). В 1871 г. часть Набережных палат тоже разобрали, а оставшаяся часть вошла в состав нового корпуса, стилизованного под ХVII век. Сквозь арку с набережной видно крыльцо храма, ярко (пожалуй, чересчур ярко - он и без того очень живописен) покрашенного. Проходя под аркой, справа у самой земли видим низенькую заложенную арочку — это был вход на внутристенную лестницу, что вела на колокольню. Это и есть первоначальная часть здания. Ансамбль на Берсеневке — один из интереснейших в Москве.

 Далее по набережной — владения фабрики "Красный Октябрь".*

"Его Сиятельству господину Московскому Генерал-Губернатору князю Владимиру Андреевичу Долгорукову. Прусско-подданного и временно Московского 1 гильдии купца Федора Карловича Эйнема Прошение Имею я в Москве Якиманской части 1-го квартала в доме моей жены шоколадную фабрику, на содержание которой выдано было 8 июля 1867 года свидетельство за № 11828..."

Так Ф.К. Эйнем испросил разрешение расширить свою фабрику. Ранее она занимала участок по другую сторону Всехсвятской улицы (1-й квартал Якиманской части, а по нашей нумерации - № 3). Под № 16 по набережной — сильно искаженные остатки усадьбы ХVIII в. Здесь помещается склад-магазин фабрики, а в глубине участка — 3-этажный корпус Главного вычислительного центра Минтопэнерго.

 Следующий по набережной — двухэтажный отремонтированный особняк прошлого века. В нем — Торговый дом "Красного Октября", где налицо вся его сладкая продукция по минимальным ценам.

 Разновременные и разномастные корпуса фабрики занимают всю оконечность острова. Маленькая кондитерская фабрика "Смирнов и сыновья" появилась здесь еще в 1845 г., но уже в 1867 г. она называлась "Фабрика шоколада, конфет и чайных печений Товарищества Эйнем" и имела около 1000 рабочих.

На фабрике есть очень интересный музей. Договорившись с администрацией, можно устроить экскурсию. Здесь можно узнать немало удивительного. Например, какое отношение к фабрике имеет известный романс "Ямщик, не гони лошадей". Что выпускала фабрика в годы войны, помимо кондитерских изделий (взрывчатку). Сколько лет конфетам "Мишка" (почти 100) и так далее.

Стрелка острова оформлена полукруглым амфитеатром ступеней из розового гранита и небольшим зданием с башенкой. Это Яхт-клуб 1900-х годов. Московский речной Яхт-клуб был основан в 1867 г. Это был первый и тогда единственный центр спорта в городе. Здесь тренировались известные гребцы прошлого века М. Свешников, А. Переселенцев, С.Шустов. В 1872 г. произошла первая встреча московских и петербургских гребцов, а в 1892 г. — учрежден Кубок России. Первым чемпионом стал С. Шустов.

 Яхт-клубу принадлежал также знаменитый каток на Петровке, где были сформированы первые хоккейные (с мячом) команды и проводились первые матчи. Вообще все спортивные мероприятия в Москве проходили под эгидой Яхт-клуба. Интересно об этом рассказал Игорь Ильинский в книге "Сам о себе". Сейчас здесь помещается водно-спортивная база "Стрелка".

Перед ней — круглый искусственный островок, где высится новый памятник Петру I. Обогнув стрелку, выходим на Болотную набережную и опять идем мимо корпусов "Красного Октября". Более старые из них, прошлого века, одно-двухэтажные, желтые, — стоят вдоль набережной. Более поздние, начала ХХ в., многоэтажные, краснокирпичные, узорчатые (стиль промышленных зданий того времени) — стоят в глубине. Берсеневский переулок пронизывает территорию фабрики от набережной до набережной. По Болотной наб., 15 стоит двухэтажный дом с мезонином начала прошлого века, а рядом, под № 15а длинный 3-этажный жилой дом, видимо, довоенной постройки.

Отрезок набережной до кинотеатра "Ударник" занимает МОГЭС 2. "Центральная электрическая станция городских железных дорог" (так назывался трамвай) была построена в 1902 г. на месте снесенной части Винно-Соляного двора. Вторая очередь была построена в 1911 г. Внушительный корпус с башней для часов - хороший пример "промышленного модерна" — стоит вдоль набережной позади кинотеатра. Башня лишилась своего острого шпиля. Электростанция работает поныне. За забором видны другие, поздние корпуса.

* Здесь и далее приводятся сведения, актуальные на дату издания путеводителя - 1998 год.

Продолжение следует