БУРАКОВСКИЙ Владимир Иванович (1922-1994)

Будущий хирург родился в Тбилиси в интеллигентной русской семье. С детства впитавший дух многоликого разноплеменного города, Владимир Иванович любил старый Тифлис. Здесь он вырос, сформировался как личность. После школы, недолго проучившись в политехническом институте, неожиданно ушел в медицинский. В годы войны работал в больнице «скорой помощи».

Первым своим учителем Бураковский считал выдающегося хирурга Давида Иоселиани. Не меньшее значение имело и наставничество П.А. Куприянова – когда удалось перебраться в Ленинград в Медико-хирургическую академию. Здесь Владимир Иванович защитил кандидатскую диссертацию по болезням легких. Здесь же повстречал спутницу жизни Лилиану Альбертовну. Женитьба эта, оказавшаяся счастливой, по тому суровому времени воспринималась как некий вызов. Ведь молодая супруга была дочерью репрессированного. Способность к поступку, гражданская и научная смелость всегда отличали Бураковского.

В 1950-х Владимир Иванович работает уже в Москве, в Институте хирургии у А.А. Вишневского. Поначалу живет в общежитии. Тогда окончательно определяется главный предмет научного внимания Бураковского – человеческое сердце. Владимир Иванович делает сложные операции, пишет пионерные труды. Его приглашают на
перспективную работу в институт сердечно-сосудистой хирургии А.Н. Бакулева. С тех пор он днюет и ночует в особняке на Ленинском проспекте, 8.

В 1966 г. Бураковский становится директором института и остается в этой должности до 1994-го. Вот некоторые итоги поистине подвижнического труда кардиолога и его коллег: разработка и внедрение новейших методов лечения болезней сердца у детей, операции в барокамере в условиях гиперборической оксигенации, кардиопластика.

Первым в стране Бураковский осуществил аортокоронарное шунтирование. Талант хирурга и ученого сочетался у Владимира Ивановича с редким даром организатора. Свой институт ему удалось превратить в научный центр. Сверхсовременная клиника на Рублевке – детище Бураковского, который лишь немного не дожил до ее открытия.

Слава и почет не обходили Бураковского стороной. Академик АМН, член зарубежных научных обществ, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, кавалер многих орденов. Его боготворили спасенные пациенты. Но и на вершине успеха Владимир Иванович оставался доступным и отзывчивым человеком, способным понять чужие невзгоды. Тем более что и ему довелось пережить трагическую смерть в автокатастрофе одной дочери и тяжкую болезнь второй, окончившуюся, к счастью, выздоровлением.

Бураковский, хотя и был всецело предан профессии, никогда не замыкался в ней. Он слыл страстным охотником и не менее страстным ценителем искусства, любил путешествовать, объездил страну и мир. Все вспоминают огромное обаяние и уникальный дар общения доктора. Круг его друзей, знакомых был необъятен. В него входили люди государственные, такие как Е. Примаков, художники нонконформисты М. Шемякин, В. Немухин, А. Зверев и люди вполне обыкновенные.

Квартира Бураковских была местом общения по законам русского и кавказского гостеприимства. Масштабная во всех смыслах личность ученого объединяла людей. Потому так болезненно была воспринята в обществе кончина В.И. Бураковского, и так бережно сохраняется память о нем. Одно из свидетельств тому – мемориальная доска, открытая в 2003 г. на фасаде дома по ул. Серафимовича, 2, где Владимир Иванович жил с 1971 по 1994 гг.

Б. Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©