Одна из достопримечательностей Ордынки – старинная церковь Екатерины Мученицы, что на Всполье. Окруженный красивой оградой и тенистыми липами, храм этот исполнен неким особым, «усадебным» обаянием и изяществом. Его любят изображать художники – ревнители московского своеобразия. Имя же зодчего церкви, К.И. Бланка, мало что говорит нашим современникам. Между тем его постройки до сих пор украшают столицу и ее окрестности.

Зачин жизнеописания Карла Ивановича достоин романа. Предки зодчего, французские гугеноты, спасаясь от религиозных гонений, переселились в Германию. В Саксонии одного из них, Якова Бланка, заприметил Петр I и как специалиста по кузнечному делу пригласил в Россию на Оленецкие железоделательные заводы. В новом отечестве род пустил глубокие корни. Сын Якова, Иван Бланк, был приставлен переводчиком к архитекторам-иноземцам Гербелю и Маттарневи. От них он перенял основы профессии, и сам стал строить в Петербурге.

Иван Бланк близко сошелся с выдающимся теоретиком и практиком градостроительства П. Еропкиным и виднейшим государственным деятелем Артемием Волынским – непримиримыми борцами с бироновщиной и иностранным засильем при дворе императрицы Анны Иоанновны.

В этой борьбе, однако, Бирон оказался удачливее. Волынский и Еропкин были казнены. Бланка же приговорили к битью кнутом и бессрочной ссылке в Сибирь. Четыре месяца под строгим конвоем везли опального зодчего с семьей в суровый край. На полпути умерла жена. Остались 12-летний сын Карл и две дочери. До Тобольска ссыльные добрались едва живы.

Но вскоре судьба смилостивилась: из Петербурга пришло известие о дворцовом перевороте и падении Бирона. Семья Бланков смогла переехать в Москву. Здесь Иван Яковлевич вернулся к архитектурному делу, а сын стал его учеником.

Когда отец умер, юный Карл перешел под начало другого маститого зодчего – И. Коробова. Молодой человек быстро преодолел все ступени профессиональной карьеры и получил, наконец, звание архитектора. Карлу Бланку было поручено переработать проект грандиозного шатра-ротонды Воскресенского собора в подмосковном Новом Иерусалиме, сделанного ранее Растрелли.

Когда в 1759 г. строительство сооружения завершилось, к архитектору пришло и общественное признание. По заказу покровителя и соседа графа Воронцова Бланк строит храм Николы в Звонарях на Рождественке, Спасскую церковь и Голландский домик в усадьбе Вороново на Калужской дороге. Впрочем, у зодчего не было недостатка в богатых заказчиках. Так, граф Бестужев-Рюмин доверяет ему возведение храма Бориса и Глеба на Арбатской площади.

К началу 1760 гг. Карл Иванович Бланк – ведущий архитектор Москвы. Во время коронационных торжеств его замечает императрица Екатерина II и становится главной заказчицей зодчего. По соизволению государыни Карл Бланк строит новое здание храма Кира и Иоанна на Солянке. А в 1766–1767 годах на Ордынке по проекту зодчего обновляется церковь во имя Екатерины Мученицы, небесной покровительницы великой императрицы.

Но самая масштабная работа архитектора в Москве – строительство колоссального здания Воспитательного дома на Москворецкой набережной, ныне здесь – Военная академия им. Петра Великого. Вплоть до революции оно оставалось крупнейшим сооружением города.

В творчестве зодчего зрелой поры органично сплетались мотивы уже отживающего барокко и только-только проникающего в Россию классицизма. Возможно, потому и приглянулось оно Екатерине, всегда пристально следившей за европейской культурной модой.

Расцвет таланта К.И. Бланка пришелся на 1760-е годы. В следующие десятилетия кумирами Москвы были уже другие зодчие – Баженов, Казаков, Еготов. Но и Карл Бланк не затерялся среди новых звезд. Он продолжал строить и консультировать. Видимо, не без его участия создавался блестящий садово-парковый ансамбль в усадьбе П. Шереметова «Кусково».

Умер мастер 26 октября 1793 года.

Б. Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©