Балчуг – этому имени, как полагают историки, не менее шестисот лет. Оно восходит к эпохе Золотой Орды. Не только незваными гостями, суровыми поработителями, сеявшими ужас, приходили татары на русскую землю. Русь и Степь постепенно, волей-неволей сживались друг с другом, сплетались экономическими, культурными и даже кровными узами, порой находили в буквальном смысле общий язык. В Москве оседало немало выходцев из Орды.

В современной столице сохранились свидетельства ее богатого «татарского» прошлого. Особенно много их в Замоскворечье, где проходила одна из древних дорог в Орду (ныне Б. Ордынка) и где впоследствии появилась Татарская слобода. В числе таких свидетельств – и название Балчуг.

Оно происходит от татарского «балчык», означающего «грязь», «вязкая глина». Местность эта между Москвой-рекой и старицей и впрямь была топкой, влажной. Отсюда и другие окрестные названия – Болото, Ендова (озерцо-бочага), Раушская набережная (от «ровушек» – дренажных канав). Грязно здесь было и от оживленного конного и пешего движения. Через Балчуг проходила дорога из Кремля по наплавному («Живому») мосту на Москве-реке на Коломну. По ней двигались к городу татарские рати и посольства. А в 1380 г. прошел вместе с частью войска Дмитрий Донской, направляясь навстречу Мамаю. У Живого моста издревле кипел торг. В ХVI в. здесь, на бойком месте, Иван Грозный устроил первый царев кабак для опричников. Впоследствии вдоль большой дороги образовалась улица. Ее так и назвали – Балчуг. Была она по преимуществу торговой. Каменные лавки двухсотлетнего возраста сохранились здесь и поныне.

Грязь и слякоть не просыхала на Балчуге вплоть до конца ХVIII в., когда рядом был прорыт Водоотводный канал. Благодаря ему местность сделалась суше и удобнее для проезда. Но и много позднее эту прибрежную низину ежегодно заливали паводковые воды. Только в 1930-х гг., после того как сток Москвы-реки был надежно зарегулирован плотинами, наводнения прекратились.

Впрочем, страдал Балчуг и от пожаров. Сгрудившиеся вдоль улицы деревянные лавчонки служили огню хорошей пищей. Особенно опустошительными оказались пожары 1730 и 1812 гг.

В 1930-х гг. в судьбе улицы произошел крутой поворот. Она утратила роль связующего звена между ядром города и важнейшими магистралями Замоскворечья – Пятницкой и Ордынкой. Трасса нового Большого Москворецкого моста прошла западнее Балчуга. Но и сейчас значение улицы для распределения транспортных потоков в этой части города достаточно велико.

По Балчугу проходит граница нашего района. К Якиманке относится правая сторона улицы. Она не столь интересна, как противоположная, отмеченная импозантным зданием отеля «Балчуг-Кемпински», старинными лавками и церковью Георгия в Ендове.

На якиманской стороне улицы из более чем двух десятков строений ныне не осталось ни одного. Но архитектурные детали некоторых домов воспроизведены на фасадах огромного современного банковского здания. Оно выросло здесь в 1990-х гг. и успело вызвать острые споры общественности по поводу соответствия облику исторической Москвы.

Балчуг – улица не только деловая, серьезная, но и самая теплая в столице. Метеорологические измерения неизменно фиксируют московский температурный максимум именно здесь.