БОВЕ Осип Иванович (1784-1834)

Будущий создатель «послепожарной Москвы» по рождению москвичом не был. Он появился на свет в Петербурге в семье итальянца-художника. Еще в раннем детстве мальчика перевезли в Первопрестольную. Ему предстояло освоить уважаемую и доходную профессию архитектора. Впоследствии своими учителями Бове называл знаменитых зодчих Кампарези, Казакова, Росси. Хорошую школу прошел он в Экспедиции Кремлевского строения под началом Еготова. Ремонтировал и реставрировал древние сооружения, досконально изучил историческое ядро города – Кремль.

В 1812 году охваченный патриотическим порывом О. Бове уходит в московское ополчение. Возвращается на дымящиеся развалины: три четверти московских домов сожжено и разрушено. Особенно пострадало Замоскворечье – Пятницкая и Якиманская части. Начинается эпопея восстановления. В 1813 г. указом императора Александра I была создана «Комиссия для строений в Москве». Ее возглавил князь Д.М. Цицианов.

Однако душой огромного дела постепенно становится Бове, хотя формально ему досталась должность архитектора одного из четырех участков, на которые был планировочно поделен город. Вначале он контролирует застройку центра Москвы: составляет планы, следит за их осуществлением. Вскоре молодому зодчему поручают рассмотрение проектов всех строящихся в городе зданий – как частных, так и общественных.

При участии Бове был разработан новый генеральный план древней столицы, утвержденный Александром I в 1817 году. Согласно ему историческая структура города приводилась в соответствие с требованиями времени. Появились новые широкие площади и проезды, торговые зоны. На месте средневековых оборонительных поясов были проложены важнейшие магистрали – Бульварное кольцо и Садовое.

Разноликая, пестрая Москва начала обретать стилистическое единство. Фасады зданий оформлялись по типовым проектам, выдержанным в духе зрелого классицизма. Создавались величественные ансамбли. Автором ряда из них был Бове. По его замыслу реконструируется главная площадь Москвы – Красная. Здесь строятся новые торговые ряды, устанавливается памятник Минину и Пожарскому, вдоль кремлевской стены разбивается бульвар.

Бове был творцом классического ансамбля Театральной площади, центром которого стал Большой театр. Огромный талант зодчего и градостроителя проявился при создании Александровского сада. Творения Бове, величавые, строгие и торжественные, проникнуты пафосом победы над Наполеоном. Памятником русской воинской славы стали спроектированные зодчим Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне – на Кутузовском проспекте).

Бове строил общественные здания, богоугодные заведения, частные дома, храмы. Есть они и в якиманских краях. В 1828–1833 годах по его проекту сооружается Градская больница на Б. Калужской улице. До наших дней сохранились некоторые храмы, возведенные О. Бове. В их числе прекрасный храм иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» на Б. Ордынке, церковь Николая Чудотворца в Котельниках и Архангела Михаила в подмосковном имении жены зодчего, княгини А.С. Трубецкой (брак аристократки и «простого архитектора» вызвал в свое время настоящий шок в московском свете). Помощниками Осипа Ивановича на ряде объектов были братья Михаил и Александр.

Одна из лучших работ мастера – ротонда Скорбященского храма. Заканчивалась эта стройка уже после смерти О. Бове. Похоронили зодчего на кладбище Донского монастыря. Скромное каменное надгробие отмечает его могилу. До сих пор в Москве, для которой Осип Иванович сделал так много, нет ни памятника ему, ни улицы его имени…