БУРОВ Андрей Константинович (1900–1957)

В самом начале Б. Полянки стоят друг против друга два солидных шестиэтажных дома: № 4 и № 3/9. Искушенный наблюдатель, взглянув на них, отметит добротное качество архитектуры, явно навеянной мотивами итальянских палаццо эпохи Возрождения.

Однако уникальность этих зданий все же в другом. Оба они, несмотря на почти дворцовый, совсем непохожий на привычные хрущобы облик, – крупноблочные. Перед нами ранний опыт отечественного индустриального домостроения, впоследствии изменившего лицо не только Москвы, но и почти всех городов страны.

Один из авторов этих зданий А.К. Буров. Его по праву считают классиком советской архитектуры. Сын почтенного московского архитектора, потомок славных флотоводцев Синявиных, Андрей Буров добился признания уже в молодости. Студентом ВХУТЕМАСа он удостоился третьей премии престижного конкурса на создание генерального плана Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 г. Ему было доверено строительство нескольких сооружений этого первого в послереволюционной Москве крупного градостроительного комплекса.

Когда впоследствии на месте выставки открыли Центральный парк культуры и отдыха, зодчий Буров спроектировал для него Летний театр на пять тысяч мест. Проект осуществлен не был. Не нашел тогда воплощение и замысел А. Бурова и Г. Кириллова построить на Крымском валу Дворец искусств. Однако много лет спустя предвидение зодчих сбылось. Сейчас здесь Дом художника и залы Третьяковки.

Как и многие в то время, Буров верил в революционную преобразующую миссию искусства. Он всегда стремился к новаторству, эксперименту. Диапазон его творчества был необычайно широк. Буров еще в молодости прославился как прекрасный художник-декоратор. Он много работал для театра. Созданный Буровым в 1928 г. конструктивистский «образцовый колхоз будущего» для фильма С. Эйзенштейна «Генеральная линия» («Старое и новое») привел в восторг самого Ле Корбюзье. С тех пор творческое общение двух зодчих не прерывалось.

Не прерывалась и связь Андрея Бурова с театром и кино. Он проектировал театральные здания, клубы и даже дачу Григория Александрова и Любови Орловой.

Из многочисленных командировок во Францию, Германию, Грецию, США, Италию архитектор привез опыт современного строительства и глубокое понимание архитектурной классики, особенно итальянского Возрождения.

Тем не менее Андрей Константинович достаточно скептически относился к ложно-классической, пафосной архитектуре, которая возобладала в Советском Союзе в 1930–1950 гг. Он называл ее «симфонией, на протяжении всех частей которой бьют в барабан». Преклоняясь перед традицией, Буров всегда оставался новатором. Еще в 1934-м он разработал проект шестиэтажного гаража на 650 машин. Подобные типы сооружений стали востребованы лишь в наши дни. Вместе с Б.Н. Блохиным он разработал еще до войны три экспериментальные серии крупноблочных домов. Те, что на Б. Полянке, а также на Валовой и Велозаводской ул., Бережковской и Дербеневской наб., принадлежат ко второй серии. Третья же – знаменитый «кружевной» дом на Ленинградском проспекте, 27. Развернуть массовое индустриальное строительство тогда не удалось из-за войны. Поиски Бурова в этой области продолжились в послевоенные годы.

Самые грандиозные проекты зодчего – храм Славы в Сталинграде, монумент-панорама «Сталинградская битва», план реконструкции Ялты – остались на бумаге и в макетах. Но и осуществленного достаточно, чтобы оценить творчество Бурова. Стоит хотя бы вспомнить Дом архитектора в Гранатном пер. и жилое здание на Тверской, 25.

Поклонник итальянского Возрождения, Андрей Константинович сам был подобен людям Ренессанса. Архитектор, художник, теоретик искусства, блестящий преподаватель, он оказался еще и даровитым ученым-изобретателем. За разработку принципиально нового легкого и высокопрочного стекловолокнистого строительного материала (СВАМ) он был удостоен звания доктора технических наук. Буров проводил серьезные исследования свойств ультразвука и даже создал прибор для лечения рака. На счету зодчего около 30 свидетельств об изобретении.

Борис Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©