Это короткая, не отмеченная особыми архитектурными красотами и не имеющая ни одного адреса улица играет, тем не менее, немаловажную роль для района и всего московского центра. Она распределяет транспортные потоки между несколькими магистралями – Ленинским проспектом, Шаболовкой, Донской, Мытной улицами и Садовым кольцом. Проложенный в 1980-е годы, на излете советской эпохи, проезд получил имя человека, стоявшего у ее истоков.

Петр Лукич Апаков (1888–1919) был вагоновожатым Замоскворецкого трамвайного парка и, одновременно, активным большевиком. В 1917 г. он организовал на своем предприятии отряд Красной гвардии.

Во время ожесточенных октябрьских боев за установление в Москве советской власти контроль над московским трамваем, линии которого пронизывали весь город, давал большевикам несомненное преимущество.

По инициативе Апакова трамвайные будки были превращены в наблюдательные пункты красногвардейцев. Вооруженные отряды оперативно доставлялись трамваем к местам боев. В Замоскворецком парке был даже оборудован бронированный вагон – городской «бронепоезд», курсировавший по ближним и дальним улицам.

«Пламенный революционер» Петр Апаков и сам вскоре сгорел в мировом пожаре. В 1919 г. во время сбора продразверстки его убили восставшие крестьяне. Именем партийного вожака тогда назвали Замоскворецкий трамвайный парк, а много лет спустя и городской проезд, где он находился.

Борис Арсеньев, «Якиманка от А до Я»©– проект «Энциклопедия одного района»