Когда проект утвердят депутаты, город получит документ, без которого с 2013 года не разрешается выдача разрешений на строительство. Что изменит его появление в жизни Москвы и москвичей, рассказал "РГ" глава Москомархитектуры Андрей Антипов.

Андрей Владимирович! Москва оказалась в сложной ситуации. С одной стороны, федеральный закон диктует к 1 января иметь ПЗЗ. С другой – правила землепользования и застройки должны приниматься после утверждения генплана развития города до 2025 года. Но в связи с расширением границ столицы генплан нуждается в корректировке. И, как заявили власти, в обновленном виде появится не ранее 2014 года. Как же Москве строиться до той поры?

Андрей Антипов:Именно потому мэр и поставил задачу ускорить разработку и принятие обновленных правил землепользования и застройки. В первом чтении они были приняты еще в 2009 году. Затем эта работа была приостановлена. И теперь приходится заново анализировать буквально всю территорию города, которая за это время выросла в 2,5 раза. Для того же, чтобы стройки не замерли, пока разрабатывается новый документ, еще в 2011 году правительство Москвы утвердило перечень разрешенных видов использования земли и объектов капитального строительства. До принятия ПЗЗ градостроительная деятельность будет основываться на нем. А новые правила поэтапно будут утверждаться гордумой.

– Что даст Москве появление ПЗЗ?

Андрей Антипов: – Жесткую регламентацию, что и где в городе можно строить. Не случайно этот документ наравне с Генпланом носит статус закона города. Именно ПЗЗ определяют правовой режим использования каждого участка земли. Исключением являются лишь территории, на которых расположены объекты культурного наследия и особо охраняемые территории, земли общего пользования, а также линейные и водные объекты – они живут по специально разработанным законам. То есть, решая вопрос, строить или не строить, скажем, спорткомплекс на территории, имеющей статус национального заповедника, власти обязаны руководствоваться не ПЗЗ, а природоохранным законодательством.

Для всех же остальных основанием для разрешения на строительство станут именно ПЗЗ. На картах градостроительного зонирования они делят город на территориальные зоны и подзоны, проводя между ними границы. Далее для каждой из зон устанавливается регламент использования земельных участков и объектов капстроительства, а для каждой подзоны – параметры разрешенного строительства и реконструкции существующих построек.

Это значит, что собственник участка, на котором в ПЗЗ стоит код, к примеру, в виде цифры 10 (т.е.  жилье), а рядом еще один – 1004, (общественная жилая зона), смело может заказывать градостроительную документацию на строительство жилого дома. Ему не придется, как сейчас, обходить десятки кабинетов чиновников, чтобы получить разрешение. Все параметры зададут именно правила землепользования и застройки. В них указана и возможная предельная плотность застройки –  например, дом должен быть площадью не более 30 тыс. кв. м на гектар (соответственно, если площадь участка меньше, уменьшается и количество возможных площадей), и его предельная высота – 15, 25, 50 или 100 метров... То есть сам собой снимется административный барьер, с которым Москва безуспешно боролась долгие годы.

Это относится к любому землепользователю?

Андрей Антипов: – Кроме органов госвласти. К примеру, ГУП не может решить сам судьбу земли, на которой стоит его здание. Это право имеет лишь собственник земли, например, департамент имущества.

Что еще можно узнать из ПЗЗ?

Андрей Антипов: – В каждой подзоне зафиксированы все имеющиеся объекты социального назначения – и они должны сохраняться. Скажем, ветхий садик может быть снесен, но на его месте имеют право построить только садик, или школу, или ПТУ (что нужнее в данный момент), и в размерах, указанных параметрами ПЗЗ.

Устанавливая предельную плотность застройки до 2025 года, Москва исходила из того, что она уже и так на пределе?

Андрей Антипов: – Смотря с чем сравнивать. НИиПИ Генплана Москвы сравнил, например, центр Москвы с центром Парижа. Выяснилось, что у нас плотность застройки в центре 16 тыс. кв. м на га, а в центре Парижа – 30 тыс. кв. м на га. Правда, на зависть москвичам у парижан намного плотнее и улично-дорожная сеть, что делает город более комфортным для жителей. Не случайно новый главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сейчас делает акцент на том, что Москве нужно вернуться к небольшим кварталам.

Почему обновление правил начали с центра?

Андрей Антипов: – Причин две. Во-первых, это самая болевая точка, именно сюда рвались все застройщики в последние десятилетия. Во-вторых, по Генплану центр – зона стабилизации, его нужно сохранять в первую очередь.

Поясните, пожалуйста, какие изменения внесены в процессе корректировки правил землепользования и застройки? Чем они отличаются от утвержденных в 2009 году?

Андрей Антипов: – Мы заново проанализировали территорию Хамовников, Замоскворечья, Арбата, Якиманки, Тверского, Мещанского, Басманного, Таганского и Красносельского районов. В каждом вместе с управами и представителями префектуры обсуждали как ранее заложенные параметры, так и уже выданные за прошедшие два года градостроительные планы земельных участков, чтобы учесть влияние и этих, пока еще будущих, строек на жизнь района. Многое пришлось менять. Возьмем, к примеру, Арбат. На одном из участков по предыдущим ПЗЗ там планировалось построить наземный гараж площадью 14 тыс. кв. м. Но управа заявила: жители выступают против, считают, лучше отдать землю под социалку или благоустройство. Департамент природопользования поддержал: да, зелени мало. В итоге изменили функциональное назначение подзоны с гаражного строительства на благоустройство. Или еще пример. На Оружейном, 45, планировалось построить многофункциональный центр, теперь решено разбить народный парк.

В результате обсуждения на 17% территории префектуры ранее записанные параметры фактического землеиспользования уменьшились, на 34 – сохранены, на 39 – несколько увеличены, на 8 – учтены проекты, находящиеся в процессе реализации. Еще 7% участков требуют повторного рассмотрения, т.к.  участники совместного совещания не пришли к единому мнению.

А что мешает инвесторам, как и прежде, договориться с чиновниками и внести изменения в ПЗЗ, которые позволят им вместо разрешенных 25 этажей соорудить небоскреб повыше этажей на 10, как это произошло несколько лет назад на Мосфильмовской?

Андрей Антипов: – В том и суть правил землепользования и застройки, что договориться нельзя. Это закон. Чтобы поменять функции использования участка или параметры застройки, замлепользователю придется сначала заказать граддокументацию. Но даже за его же счет ее сделают, лишь в случае, если есть техзадание. Его в свою очередь выдают на основании постановления правительства Москвы. А внести изменения в сами ПЗЗ имеет право только Мосгордума. Т.е. любой замысел станет явным буквально в момент его зарождения. Все прозрачно.

Есть, правда, исключение. Жесткая регламентация ПЗЗ по федеральному законодательству не распространяется на подземное пространство. Может быть, большая свобода действий там даже принесет пользу Москве и привлечет под землю инвесторов, которые до сих пор шли туда неохотно.

Смогут ли москвичи познакомиться с ПЗЗ и оценить, к примеру, имеет ли право на жизнь стройка, котлован которой начали копать у них под окном?

Андрей Антипов: – Безусловно. Повторяю: это закон. Он будет выложен в Интернете – на сайтах Мосгордумы, правительства Москвы и Москомархитектуры.

Источник: РГ