Наверное, жителям Якиманки уже набила оскомину история с 68-й поликлиникой. История эта очень характерна для нынешней эпохи раз­боров старых обид и уродливых попыток их исправления за счет других. В самом деле — Указ Президента РФ о возвращении Патриархии всех принадлежащих ей до революции храмов и зданий имеет благородный смысл, однако, недаром говорилось на Руси — «заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет».

Ныне модны идеи православного возрож­дения и требования при этом передачи церкви всего ансамбля Марфо-Мариинской обители, к которому относятся и здания многострадаль­ной поликлиники. Лоб расшибают те, кто на прекраснодушие покупает­ся. Конечно, благородное дело — возродить то, что когда-то совершила Великая княгиня Елизавета Федоровна, построившая эту обитель, но станет ли легче от отсутствия поликлиники жителям района?

Сестринство Марфо-Мариинской обители, конечно же, клянется и божится «не оби­жать больных и сирых», не выгонять поликлинику из ее помещения, но в официальных бумагах, выданных Госкомимуществом Марфо-Мариинскому сестринству, «жилые» и церковные цели обители предусмотрены, а про лечебные, медицинские упоминается вскользь. Вполне веро­ятно, что монахини обители будут врачевать приходящих к ним людей в меру своих сил и возможностей, но тогда нужно включить обитель в реестр Министерства здравоохранения — иначе больничные листы, выданные сестрами, вряд ли посчитают действительными в бухгалтериях.

Если изложить вполне логичную позицию территориального управле­ния и Совета самоуправления Якиманки, то окажется, что проблема не стоит и выеденного яйца. Хочет Патриархия забрать себе здание Елиза­веты Федоровны Романовой — пусть побеспокоится о жителях и выстро­ит или с помощью так активно поддерживающего ее правительства найдет для поликлиники другое здание, но только не в Митине или Братееве, а на той же Якимянке. И это вполне реально.

Семидесятилет­няя история Советов так запутала правых и виноватых, так нагромоздила ошибку на ошибке, что сейчас хотя бы не надо плодить новых. И в этом смысле, коль так мила Марфо-Мариинская обитель нашим отцам право­славия, не лучше было бы найти поликлинике другое здание, и лишь потом возрождать дело Великой княгини. А до решения этого вопроса правительством Москвы и Патриархией поликлиника должна и будет оставаться на своем месте и лечить людей.

Впрочем, говорить легче, чем выстоять в бумажной ползучей «войне» с церковными властями, Управлением охраны памятников и правитель­ством. Вот, кстати, еще один нюанс — почему-то все 70 лет Управление охраны памятников не считало Марфо-Мариинскую обитель памятником архитектуры, а как только понадобилось передать ее Патриархии, о ее архитектурной ценности тут же вспомнили? Конечно, удобнее дарить не свое, но поликлиника-то действительно единственная на большой микрорайон Москвы! Неужели священнослужители поступятся своей совестью и лишат жителей, среди которых их же прихожане, квалифицированной медицинской помощи?

Анна БЫЧКОВА

Р.S. В настоящее время на рассмотрении правительства Москвы находится проект постановления, по которому два строения переда­ются сестринству Марфо-Мариинской обители, а четыре здания (собственно поликлиника, бывшее детское отделение, аптека и от­деление физиотерапии) сохраняются за поликлиникой.

Андрей ХОДЖАЕВ

Газета «ЯКИМАНКА» N4, июнь 1994 г.