Пешеходные зоны делают город более привлекательным и придают ему европейский лоск. А потому их должно быть много. Ведь нет ничего более доступного, чем прогулки по приятным и красивым улицам, по которым к тому же не ездят машины.

И так считают не только москвичи и гости столицы, но и городские власти. А потому правительством Москвы разработана и постепенно осуществляется программа создания туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы». В соответствии с этим проектом в нашем городе появятся порядка 40 пешеходных зон, связанных между собой системой переходов и мостов. Эти участки объединят туристическую инфраструктуру: 17 отелей, 14 смотровых площадок, 19 многофункциональных центров с кафе, ресторанами и магазинами. И в этом московские власти следуют европейской многолетней практике освоения пешеходных зон - в Париже, в Лондоне, других столицах такие улицы и переулки насыщены всем необходимым для туристов.

Идея организации пешеходных зон, так сказать, как класса, родилась в историческом центре немецкого Мюнхена и объединила Мариенплац со зданиями Новой и Старой Ратуши, Вайнштрассе и Кауфингерштрассе. Кстати, она считается образцовой и по сей день, хотя количество пешеходных зон в разных городах Европы перевалило сегодня за сотню.

Для того чтобы закрыть улицу для транспорта и отдать ее в полное распоряжение пешеходов, недостаточно установить на барьеры запрещающие въезд знаки. У немцев ушло пять лет непрерывной работы (с 1967 по 1972 год), когда авторы проекта прорабатывали каждый «пятачок», продумывали его функциональное значение. Потребовалось осуществить реконструкцию двух линий скоростного трамвая и достроить отрезок ветки метрополитена, после чего возникла трехэтажная площадь с фонтаном в центре. И теперь за 12 часов летнего дня там бывает в среднем от 120 до150 тыс. человек.

МОСКВА пришла к необходимости воплощения подобной идеи несколько позже.

Так, переделка Старого Арбата началась в 1974 г., когда было принято Постановление «О мероприятиях по комплексному благоустройству и приведению в порядок центральной части Москвы в пределах Садового кольца в 1974-1975 гг.». Потребовалось почти 10 лет, чтобы Старый Арбат преобразился и стал любимым местом отдыха с множеством магазинов, лавок, кондитерских и кафе. Улица простирается от одной станции метро до другой и соединяет два кольца - Бульварное и Садовое, а также является связующей для соседних переулков. Кстати, тем постановлением предусматривалось создание еще 8 пешеходных зон помимо Арбата. Их современные названия звучат так - «Китай-город», «Пречистенка», «Поварская и Большая Никитская», «Петровка и Кузнецкий мост», «Мясницкая», «Маросейка и Покровка», «Заяузье» и «Замоскворечье». Но до них так и не дошли руки. Впрочем, Кузнецкий мост отдельно от Петровки все же стал пешеходным, а в этом году намечено продление этой зоны за счет Рождественки, которую тоже хотят сделать свободной от машин.

ПРИ создании последующих пешеходных зон архитекторы ставили индивидуальную задачу, учитывающую исторические особенности и запросы разных групп населения. Это отражалось в оформлении и насыщении мест объектами городской инфраструктуры. Например, Столешников переулок всегда был символом торговой Москвы. Множество магазинчиков, ремонтных мастерских, закусочных, кондитерских привлекало и привлекает сюда людей. Но москвоведы считают, что Столешников сориентировали на состоятельных и деловых людей, чего не скажешь о демократичном Камергерском. «Открытое, воздушное фойе МХАТа, созданное исключительно вокруг и ради театра», - так высказался об этой пешеходной зоне мэр Москвы Юрий Лужков. Ведь именно МХАТ является смысловым и эстетическим содержанием этой пешеходной зоны. А Лаврушинский переулок теперь привлекает не только знаменитой Третьяковской галереей, но и красивым фонтаном, «кафешками», художественными салонами и выводит к пешеходному Лужкову мосту.

НИКОЛЬСКАЯ улица всегда была излюбленным местом прогулок, так как вела к Красной площади. Модные торговые дома, гостиницы, рестораны стали появляться здесь еще в конце XIX века. И сегодня разнообразие объектов торговли, близость не только к Красной, Театральной и Манежным площадям делают эту улицу притягательной для многих.

Можно сказать, что Никольская плавно перетекает к другой знаменитой пешеходной зоне последних лет - Манежной площади. Она объединяет Александровский сад, Музей археологии, подземный торговый центр «Охотный Ряд» и упирается в красивый и отреставрированный Центральный выставочный зал «Манеж». На этой площади можно не только погулять, посидеть под фонарями или перекусить в кафе, но и выйти на набережную Неглинки. Правда, реку из трубы никто не освобождал, а то, что выглядит «рекой» - всего лишь водопроводная вода. Но разве это имеет значение, раз все получилось красиво и достойно!

К сожалению, столичным властям не удалось превратить в пешеходно-торговую зону Школьную улицу. Большинство зданий на ней находятся в федеральной собственности, а потому обращения с просьбами передать старинные 2-3-этажные здания городу ни к чему не привели. А по задумкам Юрия Лужкова, после реставрационно-восстановительных работ, по выходным дням предполагалось устраивать «ярмарки мастеров», где торговали бы предметами прикладного искусства и антиквариата.

СОВРЕМЕННАЯ программа создания туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» рассчитана почти на два десятка лет. А на ее реализацию по предварительным подсчетам потребует около $3 миллиардов. По прогнозам специалистов туриндустрии, создание развитой инфраструктуры позволит увеличить поток гостей города с 1,5 млн до 5 млн человек в год, а доходы от этой отрасли (в основном от магазинов, кафе, ресторанов и гостиниц) вырастут в пять раз - с $500 млн до $2,5 миллиардов. Кольцо охватит Замоскворечье, Китай-город, стрелку Москвы-реки. В треугольнике Кремль - Китай-город - Театральная площадь будут связаны между собой уже существующие пешеходные улицы, территории (Александровский сад, сад МГУ) и зоны с ограниченным движением транспорта (кварталы между Никольской, Ильинкой, Варваркой). Там, где особенно много торговых комплексов (на Серебрянической и Озерковской набережных, в кварталах между Петровкой и Неглинной, Варваркой и Москворецкой набережной), появятся отдельные пешеходные улочки и галереи. На Тверской, Воздвиженке, Новом Арбате, Старой и Новой площадях, где много офисов, планируется расширить и благоустроить тротуары. Пешеходная зона «Замоскворецкая дуга» позволит туристам посетить заповедные места столицы. Она охватит Якиманскую набережную, комплекс Третьяковской галереи и Овчинниковскую набережную. В нее войдут уже существующие пешеходные улицы (Лаврушинский, Климентовский переулки и Ордынский тупик), а также большая зона у ст. м. «Новокузнецкая» и пешеходные набережные - Болотная и часть Берсеневской. Из этой зоны к Кремлю можно будет попасть по двум мостам через Водоотводный канал и через Москву-реку к храму Христа Спасителя.

Заслуживает внимания и маршрут от Ленинского проспекта до ММДЦ «Москва-Сити». Длина этой пешеходной зоны должна составить 4,5 км через площадь Гагарина, Нескучный сад, Комсомольский проспект, Девичье поле, площадь Европы, Украинский бульвар, Экспоцентр до Сити. Маршрут пройдет через застроенные районы Москвы, сложившиеся улицы и бульвары, мимо крупных территорий с памятниками истории, культуры, религии (среди которых Донской и Новодевичий монастыри, Провиантские склады и др.), а также парков и скверов. На предполагаемой трассе уже сегодня существуют два пешеходных моста - Андреевский и Богдана Хмельницкого. При этом вдоль всего маршрута пешеходной зоны планируется открыть новые кафе, рестораны, магазины.

СТОЛИЧНЫЕ власти также намерены создать и менее значительную по размеру, но от этого не менее важную пешеходную зону между главным зданием Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и научной библиотекой МГУ. По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, проходящий между главным зданием МГУ и научной библиотекой Ломоносовский проспект «нужно пустить по уровню, при котором автомобили пойдут ниже, а сверху смогут ходить студенты».

По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, комплексная городская программа по организации зон, свободных от машин, должна сделать Москву еще более удобной для москвичей и для тех, кто приезжает в наш город. В то же время столица - живой организм, где все взаимосвязано. Поэтому создание любого пешеходного маршрута - это шаг, требующий основательной подготовки.

Катерина Юрьева, сайт "Московская перспектива"