Способность радоваться жизни - верный признак душевного здоровья. Матушка Москва всегда была охоча до веселья, праздников и зрелищ. Может, потому и вы­жила, выстояла в суровых буднях истории.

Вот и в этом месяце стихия народного праздника захлестнула Якиманку, пре­вратив ее 9 мая в одну из главных московских площадок грандиозных торжеств, после Дня Победы прошла всего пара недель, и 22 мая большим праздником здесь отметили 18-летие района.

Едва якиманцы успели отдохнуть от праздничных переживаний, как подоспели новые. По дворам и подъездам запестрели объявления приглашавшие жителей отпраздновать 22 мая в «Музеоне» очередную годовщину района.

Впрочем, многие о грядущем мероприятии узнали с опозданием или не узнали вовсе. В некоторых дворах (например, в Добрынинских переулках, по Б. Якиманке) объявления появились в пятницу вечером, а то и в сам день торжества, когда жители уже сверстали планы на субботу, а некоторые разъехались по дачам-огородам. Не баловала и погода - с утра слегка дождило, в отдалении громыхала гроза. И все же, захва­тив зонтики, якиманцы мужественно пришли на свой праздник.

Он проходил под девизом «Якиманка - дом в котором мы живем». Но атмосфера события невольно подсказывала иной слоган – «Якиманка - пуп Вселенной». Рост местного патриотизма - примета сегодняшней Москвы. Казалось бы, мегаполис - это торжество космополитизма, приведение всех и вся к общему знаменателю. Ан, нет! Обитатели горо­дов-гигантов, чувствуя свое бессилие перед стихией и хаосом современных урбанизационных процессов, вольно или невольно объединяются, «чтоб не пропасть по­одиночке». И общая память места, «любовь к родному пепелищу» сплачивают не меньше, чем общие проблемы. Местный патриотизм - своеобразная антитеза глобализму.

В Москве одиноким первопроходцем на этом пути долго оставался Арбат. Воспетое Окуджавой и теоретически обоснованное академиком Сигурдом Шмидтом «арбатство» хоть и не спасло район от разрушений, но стало духовным прибежищем остатков российской интеллигентности. В последние годы в ряды лидеров московского движения ревнителей малой родины выдвинулась и Якиманка. На этом раннем этапе ее самоутверждения вполне естественны и некие претензии на исключительность...

Подобные ноты явственно звучали в полифонии праздника 22 мая под звон колоколов окрестных храмов, соловьиные трели и в сюрреалистическом антураже «Музеона», наполненного изваяниями исторических персонажей от Пушкина и Ганди до Дзержинского и Брежнева...

Мероприятие продолжалось с небольшими перерывами больше шести часов! В прошлом го­ду, помнится, действо заняло вдвое меньше времени, но было куда более концентрированным и динамичным, более панорамным. Сейчас же традиционную программу разбили на четыре самостоятельные части, непомерно растянув ее и «разжижив» содержание. Немного нашлось тех, кто смог от начала до конца выдержать этот марафон. Тем не менее, презентация района получилась хоть и отрывочной, но впечатляющей.

В первой части главные роли играли досуговые клубы Якиманки. "Аллея мастеров" наглядно пока­зала, что якиманцу есть куда податься в свободное от работы или учебы время. Оказывается и в нашей суматошной и расчетливой действительности люди ищут и находят в жизни место творчеству. Еще удивительнее, что есть еще энтузиасты, готовые порой забесплатно научить этому.

На "Аллее мастеров" были представлены и секция детского рисунка территориальной общины "Калужская площадь", и «ТОС «Якиманка-1» с гончарным кругом для всех желающих, и шахматный клуб "Октябрьский», и благотворительное объединение «Жизненная помощь инвалидам детства» с экспозицией домодельных народных кукол.

Творческий центр "Арт-Академия" провел мастер-класс молодежного танца, юные борцы спортклуба "Самбо- 80" демонстрировали мастерство в единоборствах. Широко были представлены военно-патриотические организации. Клуб "Феникс" развернул экспози­цию находок поисковиков на полях сражений Великой Отечественной. "Федерация молодежных общественных правоохранительных объединений" пригласила на свои площадки любителей настольного тенниса, моделирования, стрельбы из пневматического пистолета и даже арбалета. А поклонники гламура могли лицезреть дефиле моды: модели выходили из обычной палатки и мерили длин­ными ногами асфальт парковой дорожки под объективами фотокамер.

На разные вкусы оказалась и вторая часть праздника - концерт районной самодеятельности.

Ценители русского фольклора отметили группу "Радовесть» с древними песнопениями и танцевальный коллектив Дома детского творчества на Полянке, поклонники современной экспрессии аплодировали молодежному "Фьюжн-балету", любители восточной экзотики - колоритному ансамблю индийского танца из ТОС "Якиманка-1". Завершил програм­му эпической песнью о районе и частушками хор "Ветеран".

Кульминацией праздника обещала быть торжественная часть, т.е. явление районной власти народу. Но прежде на эстраде явился... П.М. Третьяков, то бишь актер в его образе, провозгласивший Осанну процветающей Якиманке. Что ж, празднику пристало быть благостным. Но подумалось: воскресни Павел Михайлович, что сказал бы он, увидев, в каком состоянии пребывает находящийся в каких-нибудь ста метрах от сцены его отчий дом – запустевший, облупленный, с заколоченными окнами, забытый и галереей, и Москвой. Вооб­ще же, праздничные словеса в тот день порой слишком далеко уходили от реальности.

На эстраде меж тем выстроились районные депутаты и руководители администрации Якиманки. В этом параде содержалась своя коллизия. Совсем недавно в районе сменилось руководство - в седьмой раз за восемнадцать лет существования Якиманки! Такая чехарда казалось бы должна была вконец расшатать любую управленческую конструкцию. А она - ничего себе – еще держится. Зна­чит, есть люди, кто ее держит, есть фундамент, ядро - активная, давно сформировавшаяся общественность. В ее среде популярна фраза - начальство приходит и уходит, а мы остаемся.

К новому главе управы М. А. Столбову присматриваются: впишется ли варяг с Севера в якиманский общественный пейзаж, станет ли своим, что привнесет. И, похоже, он это хорошо понимает: встречается с жителями не в пример чаще иных своих предшествен­ников, стремится вникнуть в проблемы, снискать доверие якиманцев. Его речь на празднике звучала едва ли не как присяга району. Основание Якиманки в 1992 году Столбов назвал большой победой об­щественности. Пафос нарастал с каждым словом. Здешние жители, по словам главы управы, люди совершенно особые, не­обыкновенные, высокоинтеллигентные, достойные великой судьбы. А Якиманка вполне способна стать духовным центром не только Москвы, но и всей России, за­ключил он, вовремя оговорившись, что сознает утопичность своих пророчеств. Не все в публике уяснили, прольется-таки свет истины с Якиманки, но наградили оратора аплодисментами.
На снимке глава управы М.А. Столбов

Выступавшим вслед главе управы руководителю муниципального образования Г.В. Фоминой и старейшине депутатского корпуса К.Д. Булатовой (на снимке справа - на первом плане) оставалось лишь просто объясниться в любви району и его жителям. Кто бы сомневался: свою преданность Якиманке эти люди доказали многими годами служения ей!

Завершилась торжественная часть церемонией, которая, похоже, даст начало новой традиции: молодым якиманцам вручили паспорта граждан России. Торжественность момента осознавали все, кроме, пожалуй, самих героев события. Юноши и девушки выходили на сцену без особого пиетета к происходящему и в обычном подростковом прикиде - маечках, джинсах, шортах.

Наконец, на десерт праздника якиманцы получили еще одно зрелище. Организаторы анонсировали его как концерт звезд эстрады. И, в общем-то, публику не обманули. Одна еще не потускневшая звезда была - Ирина Мирошниченко. Она, в частности, поблагодарила якиманцев за их борьбу в защиту Дома художника (увы, проигранную, - дополнили про се­бя многие) и исполнила несколько песен. В том числе ретро-шлягер «Мишка», вызвавший у собравшихся какие-то смутные ассоциации. Затем зажигали монстры советской эстрады группы «Красные маки» и "Надежда", заводная и громкоголосая певица Светлана Русская...

В общем, выражаясь языком московской прессы, праздник удался. Якиманцы отдохнули, приятно и полезно пообщались между собой и с районной властью, посмотрели на мир сквозь розовые очки, чтобы завтра окунуться в беспокойную повседневность. В этой реальности поми­мо частных проблем каждого еще и тревоги «дома, котором мы живем» - Якиманки. Не сняты вопросы о судьбе Кадашей, Парка Горького, «Музеона», не все в восторге от предначертаний нового Генплана столицы, общественность сетует на скудное финансирование нужных начинаний, слышно еще эхо скандалов в местной милиции и команде прежнего руководства... А тут еще перестала выходить районная газета, уважаемая читателями, и сыгравшая не последнюю роль в становлении самосознания якиманцев...

Но Якиманка, справившая восемнадцатилетие, не просто административная единица. Это, прежде всего, сооб­щество неравнодушных людей, живой организм с крепким общественным остовом, способный не только на слова и мечтания, но и на воплощение их в дела.

Борис Арсеньев, фото автора