III Фестиваль "Бархатное подполье", состоявшийся в эти выходные в клубе "1-я Библиотека", собрал утонченных любителей "красить губы гуталином", наряжаться во фраки с бабочками и вечерние платья, курить через длинный мундштук и томно говорить о недостижимости Идеала и мимолетности земной красоты. Они же – ценители поэзии Бодлера и Зинаиды Гиппиус. Иными словами, фестиваль собрал современных декадентов всех мастей. По определению автора фестиваля Владимира Преображенского", «Бархатное подполье» объединило не просто декадентов, а декадентов куртуазных, которые, преодолевая мрачную меланхолию, вызванную неприглядными моментами окружающей жизни, прорываются через искусство к Возвышенному и Прекрасному.

Фестиваль начался действительно по-декадентски, с культового дуэта середины 90-х "Прощай, молодость!", который специально для "Бархатного подполья" собрался после 10-летнего забвения. Однако случился казус. Сергей Бананов-Тененбаум сел за рояль, Андрей Якушин, облаченный в безупречный костюм с лакированными туфлями, взошел на сцену и тут... невооруженным взглядом стало заметно, что он едва держится на ногах. Впрочем, это придало вокалисту «Прощай, молодости!» еще больше обаяния, а прочитанный им стих Б. Пастернака протянул правильную ниточку от поэзии Серебряного века к нынешнему фестивалю. Жаль, что дуэт исполнил всего две композиции (одна из которых, кстати, на стихи Брюсова), после чего Якушин безнадежно забыл слова и был покинут соратником по дуэту – пианист Бананов решил, дабы избежать позора, вступление прекратить. Но даже от двух прозвучавших вещей публика была в восторге – настолько точным было попадание в стилистику фестиваля.

Эстафету программы перехватил известный бард Александр О`Шеннон, который если и выбивался из концепции фестиваля, то замечательным образом компенсировал это великолепной игривой поэзией и качественной игрой на гитаре.

Потом случился еще один неожиданный поворот. Дизайнерский дуэт Marc&Andre показал свою коллекцию весьма спорных купальников (причем здесь декаданс?), а в это время на сцене "рубилась" группа мужчин в черном латексе, исполняя рок-н-роллы в духе саундтреков к фильмам Тарантино. Однако публика оживилась, и многочисленные фотокамеры защелками чаще.

Следом был, на наш взгляд, самый невразумительный номер вечера. Длинной занудной соплей повисло выступление группы с претенциозным названием "Фронт радикального искусства". Единственным светлым пятном во всей компании высыпавших на сцену чтецов и "игрецов" на диковинных этнических инструментах были две дамы – одна с удивительно мощным вокалом в духе Диаманды Галас, другая – с потрясающе красивым телом, которое и продемонстрировала во время эротического танца на шесте.

Затем началось самое интересное. В нужное русло ввел фестиваль показ питерского дизайнера Аlex Theatre_No. Строгое и колоритное театрализованное представление на музыку Майкла Наймана было впечатляющим как по концепции, так и исполнению, обозначив важную грань "Бархатного подполья" – готическую. Субтильные юноши в вычурном гриме, причудливые одежды из авторской коллекции Алекса, цепи и мрачность на лицах – все, как полагается.

Экзотики добавили и две Евгении, выступившие следом с восточными танцами, а затем удалившиеся в работавший весь вечер специально организованный будуар, где, как говорят, проходили мистические обряды и даже спиритический сеанс.

Кульминацией фестиваля стало выступление группы "Бостонское чаепитие". Не удивительно, что законодатели моды на куртуазный декаданс, возглавляемые продюсером "Бархатного подполья" Владимиром Преображенским, стали и наиболее яркими его воплотителями. Мощная инструментальная секция группы, в которой помимо барабанов и гитар присутствовали скрипка, клавишные и саксофон, интересные аранжировки, в которых музыканты свободно перемещаются от готики к джазу и рок-н-роллу вкупе с экспрессивным, эмоциональным исполнением самого Преображенского придали, наконец, фестивалю полную осмысленность. Музыканты даже (единственные за весь вечер) были вызваны на бис.

А дальше вступил в свои права мэтр неодекаданса и современного дендизма Анжей Захарищев фон Брауш, лидер легендарной группы "Оберманекен". Но он расслабился настолько, что приехал на фестиваль не только без группы, но и без гитары, ее он одолжил у Сергея Лосева из Homo samplers. Небрежно наигрывая мелодии и всячески привлекая внимание к своей персоне различными искусственными способами, он, тем не менее, исполнил несколько золотых и, не побоимся этого слова, великих хитов "Оберманекена": "Ночной портье", "Девочка-подросток с запахом апельсина", а также новую песню «Бриллиантовый дым».

Отзвуки венецианского карнавала внес в программу показ модельера Елены Камм – с изысканными щелками, элегантный кроем и затейливыми масками. Настоящим декадентом (не можем не признать) проявил себя в тот вечер поэт Гёц Пилявский, убедительно развивший готическую волну и выглядевший настоящим аристократом. К тому же и поэзия его была на хорошем профессиональном уровне.

Завершал фестиваль в, увы, уже полуопустевшем зале Сергей Лосев из эстетного дуэта Homo Samplers (в этот вечер он был почему-то один). Для программы интеллигентного вида молодой человек выбрал наиболее жесткие свои вещи, в духе брутального эстетства «куртуазных маньеристов». Однако в слова уже мало кто вслушивался, зато вальсировали, в том числе и Преображенский с хрупкой, эффектной брюнеткой, с удовольствием.

Фестиваль «Бархатное подполье», как всегда, вышел спорным и противоречивым, не лишенным очевидных промахов, с одной стороны, но и явного взросления – с другой. По крайней мере, присутствовавшие на фестивале политик Алексей Митрофанов, актриса Елена Захарова и скандальный режиссер Кирилл Ганин проявили к событию неподдельный интерес. А организаторы «Бархатного подполья» пообещали, что уже в мае планируют устроить «продолжение банкета». Уж больно понравилось!

Илья Мунк, фото Галины Дубровской