СЕРГЕЙ КАПИЦА. Разрозненные факты

Родился 14 февраля 1928 года в Кембридже, где в знаменитой лаборатории Резерфорда работал его отец Петр Капица, будущиий лауреат Нобелевской премии. В 15 лет поступил в МАИ, в 1949 г. закончил его. Женился в 21 год, отец троих детей. Имел британский паспорт и часто посещал Великобританию, где у него был дом, построенный его отцом

В декабре 1986 г. пережил покушение сумашедшего, в результате получил травмы головы и шеи. После операции в ГКБ им. Боткина полностью восстановился.

Персонаж фольклора студентов МФТИ, иногда его называли «сын отца Физтеха». Один из основателей Федерации подводного плавания, имел удостоверение дайвера с номером 0002, номер 0001 у президента Федерации. Принимал участие в создании первых советских аквалангов для плавания. В 1973 году начал вести передачу «Очевидное-невероятное».

Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, Институте геофизики, Институте физических проблем РАН. 35 лет заведовал крупнейшей в стране кафедрой физики в Московском Физтехе. Был членом Европейской академии наук, вице-президентом РАЕН, главным редактором журнала «В мире науки». Лауреат Госпремии СССР, и двух премий за популяризацию науки – ЮНЕСКО и Российской академии наук.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ДУШЕ!

16 февраля 2006 года в МГУ им. Ломоносова состоялась лекция С.П. Капицы, по окончании которой Сергей Петрович ответил на вопросы информационно-аналитического ресурса «Ваш личный Интернет». Приводим текст этого интревью с небольшими сокращениями.

Сергей Петрович, какие методы регулирования Интернета в современном мире могут быть использованы, а какие – категорически неприемлемы? Разные страны мира уже опробовали различные способы: госцензуру, установку фильтрующих программ и т.д.

С.П. Капица: Это сложный вопрос. Я бы на первое место поставил развитие чувства ответственности самого пользователя. Как вы понимаете, из любого дела можно сделать безобразие. А Интернет – это же замечательное достижение. Сначала он служил для военных, потом для физиков, для обмена информацией в крупных лабораториях. Сейчас распространился во всех сферах по всему миру.

– Как вы полагаете, нужно ли создавать механизмы, отсеивающие ту информацию в Интернете, которую общество считает вредной, неэтичной? Должно ли общество выработать принципы, на основе которых будет проводиться отбор? Полезны ли были бы, к примеру, сообщества ученых-экспертов, уполномоченные проводить такой отбор?

С.К.: Такие механизмы создавать не нужно. Вы не можете у каждого забора поставить чистильщика. И даже если поставить, все равно на заборах будут писать. Сейчас Интернет стал таким универсальным «забором». Но вас же никто не заставляет читать все, что на заборе написано. Что касается экспертного совета, не думаю, что такой должен иметь место. Есть и технологические фильтры, которые выбраковывают тот или иной материал по словам. Их можно применять, но, как говорится, не в этом счастье. Общество должно быть устойчивым к вредной информации.

– Должны ли контентные фильтры быть установлены, например, в образовательных учреждениях?

С.К.: В образовательных учреждениях фильтры, конечно, могут стоять. Но я считаю, прежде всего, должна проводиться воспитательная работа, основанная на сознании, строящаяся на сознательном отношении. Должен работать внутренний фильтр, а не внешний.

Сейчас имеется невероятное обилие информации, а понимание отсутствует. Ведь самое главное – не знание, а понимание. Интернет дает возможность знания, информацию. Но вот вопрос – как из этого вычленить понимание. И здесь возникает совершенно новая задача для образования. Мы должны перестроить систему образования с подачи знания, информации – на обретение понимания. Эта очень интересная задача, которая стоит перед нами, и которую мы можем решать, опираясь на информационный потенциал того же Интернета. Так, если говорить о дистанционном образовании, надо заметить, что в этом случае Интернет – лишь вспомогательное, но не главное средство, и он не может заменить общения.

Сегодня важно добиться понимания между наукой и обществом. Важно, понимают ли люди значение науки. Сейчас мы видим, что понимания не хватает. Как обращаться с Интернетом – это требует именно понимания. Речь идет о духовном содержании человека. Существует сверхсознание человека – общественное сознание, а Интернет – это и есть материализация общественного сознания. В нем, по сути, мы движемся и находимся под его влиянием.

В 1965 году А.Н. Леонтьев, ведущий отечественный психолог, сказал замечательную фразу, что избыток информации ведет к оскудению души. Мне бы хотелось, чтобы эта фраза была написана на каждом сайте Интернета: «Не забывайте о душе!».