Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Николай Лямов на пресс-конференции в информационном центре правительства Москвы представил программу «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012-2016 годы».

Помимо привычных мер по наведению порядка на дорогах появились и нетрадиционные: создание сети велодорожек и организация транспортного движения по каналу имени Москвы. То, к чему привыкли жители азиатских мегаполисов - ездить по своим делам на велосипедах, - москвичам кажется, мягко говоря, странным. Но власти всерьез задумались о создании целой сети велодорожек и парковок для двухколесных транспортных средств.

- Надо предоставить возможность горожанам пользоваться этим видом транспорта не только для прогулок, но и для поездок на работу, - пояснил Николай Лямов появление в госпрограмме целого раздела на эту тему. - Префектурами отработаны 74 веломаршрута, которые являются наиболее востребованными. Дополнительно рассматривается создание велодорожек в радиусе трех километров от 25 перехватывающих парковок, которые мы сегодня строим около станций метро.

По словам господина Лямова, идея такова: от дома до станции подземки человек будет добираться на велосипеде. Затем оставит его на специальной парковке и поедет до нужного места на метро. Заместитель мэра также пояснил, что уже проработан вопрос устройства велодорожек около 102 объектов торговли и услуг. Кроме того, рассматривается вопрос об открытии ряда прокатных пунктов велосипедов. Основной контингент, у которого этот вид транспорта должен стать популярным, - студенты и школьники, поэтому возле школ и вузов также будут созданы необходимые условия для передвижения на велосипедах.

Еще один нетрадиционный способ решения транспортного вопроса - организация пассажирских перевозок по каналу имени Москвы. Представить, что водный вид транспорта станет востребованным, например, для того, чтобы без пробок добраться до места работы, пока сложно. Все-таки теплоходные маршруты воспринимаются больше как экскурсионные. Но что-то в этом есть: например, попасть в ММДЦ «Москва-Сити», скажем, из Ховрина при помощи наземного транспорта трудно. Да и в метро можно потратить около часа. А по реке всего около десяти километров - 20 минут пути. По словам Николая Лямова, уже есть инвесторы, готовые вложить средства в развитие транспортного движения по реке.

- В настоящее время есть ряд предложений довольно серьезных инвесторов по созданию пассажирского движения по каналу имени Москвы. К сожалению, на сегодня нет плавсредств, которые бы могли работать в сфере перевозки пассажиров. Думаю, где-то в октябре мы посмотрим первые суда, которые подходят для этого. Будем надеяться, что в 2012 году мы увидим на воде новый транспорт, - заявил Николай Лямов.

Он также не исключил, что в городе появятся водные парковки:

- В принципе, эта идея осуществима. Если найдется инвестор, который за это возьмется, мы будем рады.

Возможны несколько вариантов организации стоянок на воде: надводная парковка (на баржах), подводная и поддонная (когда робот забирает автомобиль с поверхности земли и опускает его в специально отведенное место в автоматизированном паркинге, который расположен либо в толще воды, либо под руслом реки). Современные технологии дают множество возможностей - основной вопрос, который возникает при этом, сколько будут стоить услуги.

Что касается более традиционных способов передвижения - автобусов и троллейбусов, то, по словам Николая Лямова, в ближайшее время из них уберут турникеты, а контроль проезда станет осуществлять специальная структура с незамысловатым названием «Организатор перевозок». Штат ее сотрудников должен составить около тысячи человек. По признанию господина Лямова, на сегодняшний день существует довольно серьезная проблема с безбилетниками. Люди ездят по поддельным или чужим документам.

- Ситуация, когда 15-летний мальчонка едет с картой пенсионера или ветерана войны, стала повсеместной. Кроме того, у нас появились «зайцы-бегуны» - безбилетники, которые бегают от контролеров и милиции. По столичным дорогам будет курсировать специальный штабной автобус, где нарушителей будут штрафовать.

Городские власти изучают первый опыт по созданию транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Основная их цель - обеспечить возможность пассажирам пересесть с личного на общественный транспорт. В основном это автобусы Мосгортранса, который является монополистом на ТПУ. Правда, частные перевозчики приспосабливаются работать и в таких условиях: как рассказал Николай Лямов, на одном из транспортно-пересадочных узлов работники департамента транспорта обнаружили маршрутку, замаскированную… под машину скорой помощи.

Новая госпрограмма состоит из девяти разделов. На ее реализацию планируется потратить 2,2 трлн рублей, из которых 1,6 трлн - из городского бюджета. Главными приоритетами программы являются развитие общественного транспорта, строительство метрополитена, улучшение и организация автобусных перевозок, реконструкция трамвайных путей, улучшение пригородных перевозок, развитие ТПУ и автовокзалов, массовая замена подвижного состава и строительство парковок.

Источник: Андрей Макарский, «Московская перспектива»