Известие о том, что в кинотеатре «Ударник» культурный фонд «АртХроника» намерен создать Музей современного искусства, с одной стороны, — хорошая новость.

Во-первых, прежде всего для здания кинотеатра «Ударник». Потому что Шалва Бреус, президент фонда «АртХроника», из тех людей, которые умеют методично, грамотно, последовательно без шумовых пиар-эффектов доводить начатое до ума. На его счету, к примеру, создание журнала «АртХроника» и частной Премии Кандинского (вручается с 2007 г.), которая стала не только самой увесистой (призовой фонд 57 000 евро), но и одной из самых открытых и убедительных (в составе жюри и экспертного совета участвуют известные западные эксперты). Так что, если Бреус в интервью журналу «АртХроника» говорит, что его задача «убрать то, что налепили наши предшественники, — всю эту мишуру, и вытащить потрясающий оригинал» 1931 года, созданный по проекту Бориса Иофана, то, скорее всего, ему это удастся. Тем более что поддержка властей обеспечена.

Бреус, в частности, упоминает о «мгновенной» поддержке «от заместителя мэра Москвы Натальи Алексеевны Сергуниной и руководителя департамента культуры города Москвы Сергея Александровича Капкова. Что особенно ценно, инициатива исходила от мэрии, а не от нас».

Во-вторых, идея частного музея современного российского искусства выглядит привлекательно. В Москве первый такой музей — ART4.RU — был создан в 2007 году Игорем Маркиным. Концепцию музея в «Ударнике» обещают разработать в течение этого года, для чего будет создан специальный попечительский и экспертный совет. Но уже понятно, что в нем будет постоянная экспозиция, будут выставочные проекты, что экспозиционное пространство окажется многофункциональным. Основу постоянной экспозиции составит коллекция фонда «АртХроника». В ее составе — работы Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова, Бориса Орлова, Виктора Пивоварова, Леонида Сокова, Александра Соколова, Ивана Чуйкова и других. Выставочный зал можно будет трансформировать в кинозал и, естественно, в лекторий...

У крупнейшей кинодержавы, какой себя считает Россия, не находится места для музея кино. Еще один музей современного искусства — это прекрасно. Но, может, пора вспомнить и о музее кино? При том, что реставрация, очевидно, займет несколько лет, а работать в качестве выставочной площадки «Ударник» начнет еще до ее завершения.

С другой стороны, есть вопросы. Конечно, они не к Шалве Бреусу и не к фонду «АртХроника», который берет здание в аренду на 49 лет. Эти вопросы определяются как раз историей здания. «Ударник», который долгие годы был самым большим кинотеатром страны, местом премьер первых звуковых фильмов, площадкой Московского международного кинофестиваля, куда приезжали чуть ли не все звезды мирового кино, — от Джины Лоллобриджиды до Стэнли Кубрика, связан прежде всего с историей кино. При этом у крупнейшей кинодержавы, какой себя считает Россия, не находится места для такого музея. Еще один храм современного искусства — это прекрасно. Но, может, пора вспомнить и о музее кино? Только где найти для него  такой же умный фонд, как «АртХроника»?

Источник: Жанна Сергеева, «Российская газета»