Владимир Меньшов:
На рынок я хожу сам, никого туда не посылаю. Всегда ездил на Черемушкинский рынок, который считался одним из самых дорогих в Москве, но и самым "насыщенным" - все можно было там отыскать. Неделю назад его закрыли. У меня были уже налаженные связи, я у одних и тех же людей покупал творог, мясо, рыбу, зелень, яблоки, картошку - целую "программу" выполнял. Продавцы давно уже с тоской сообщали, что рынок собираются сносить. Я говорю - ну и что, здесь же новый построят? А оказалось, что на месте Черемушкинского рынка будет двадцатиэтажное здание. Я, честно говоря, ахнул. Возле двадцатиэтажного здания кто же позволит рынок держать? Такого не бывает. Рынок - это ведь такая аура соответствующая... Так что, как выяснилось, в данном случае просто шла борьба за территорию.
Кстати, мои "поставщики" говорили, что их собираются перевести на Даниловский рынок, но когда я туда съездил, увидел, что ничего подобного не произошло. Более того, там просто ощущение какого-то погрома, только половина павильонов работала. Что, Москву совсем без рынков собираются оставить?
Раньше похожую, довольно дикую, борьбу за территорию я наблюдал на многих московских площадях. Площади, являющиеся архитектурным украшением города, позволяющие домам, так сказать, смотреться друг в друга, отражаться друг в друге, уничтожаются планомерно. Вблизи Курского вокзала, например, построили махину - причем это, по-моему, нарушение всяких противопожарных и каких угодно других правил. Подъехать к вокзалам стало невозможно. Рядом с ними одно время все было заставлено какими-то ларьками, а теперь вот всякими "Атриумами" и тому подобными сооружениями. Как можно такое делать? Теперь то же самое происходит рядом с Павелецким вокзалом. И так же, похоже, будет везде. Я долгое время жил в Олимпийской деревне. В том районе тоже была площадь большущая. А теперь там стоит громадный торговый центр, никакой площади нет, есть только въезд в Олимпийскую деревню - очень укромный, скрытый. Нарушен не только местный, локальный, так сказать, архитектурный замысел, но и архитектурный замысел Москвы вообще.
Я полагаю, что это крайне неприятные вещи. Нет никаких сомнений, что за ними стоят очень большие деньги, за которые покупаются какие-то чиновники, какие-то комиссии, дающие разрешение на это. Объявляют, что площадь - это "пустое" место, и застраивают ее зданиями. Когда это делается перед вокзалами, это вообще катастрофа. Вместо того чтобы организовать стоянку для автомобилей, придумать что-то еще для удобства людей, строят все новые и новые торговые комплексы! Потому что это же центр Москвы, это же пределы Садового кольца. Как же можно отказаться от такого лакомого куска?
Есть такая болезнь - агорафобия, боязнь открытых пространств. Похоже, московское руководство именно этой болезнью страдает...
Вот такие "минусовые" впечатления от Москвы сейчас накопились. Что касается архитектурного облика города в целом, то, конечно, не нам судить об этом. Я помню, когда мы учились - правда, это было очень давно, почти полвека назад - даже сталинские высотки считались "ломающими стиль Москвы". Очень критически отзывались искусствоведы о Ярославском вокзале, Рижском вокзале - мол, это псевдорусский стиль. Жизнь со временем все как-то расставляет по местам. Так что, я думаю, не надо торопиться с оценками. Конечно, какие-то такие купеческие замашки, которые "читаются" в новорусских домах, кварталах, - они, конечно, смешат и даже раздражают. Все эти башенки, которые одно время вошли в моду... Но я бы не спешил объявлять нынешний период в развитии Москвы неудачным или удачным.
Владимир Меньшов народный артист России
Источник: "Московские новости"