Выставка произведений знаменитого художника Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901) - одно из главных событий текущего выставочного сезона Государственной Третьяковской галереи. Она пройдет c 19 февраля по 9 марта и посвящена одной из сторон его творчества – графике.
Выставка открывает московской публике Лотрека как выдающегося литографа, ведущую фигуру в истории этого вида гравюры, мастера, определившего пути становления европейского плаката XX века. Выставка продолжает ряд проектов, организованных музеем совместно с французскими партнерами, и предваряет обширную культурную программу грядущего года России во Франции и Франции в России.
Произведения легендарного хроникера жизни монмартрской богемы не случайны в Третьяковской галерее. Впервые его работа появилась в стенах музея еще в начале XX века. Произведение "Иветт Гильбер поет песенку "Linger, longer, loo" принадлежало собранию галереи с 1910 по 1925 год, куда поступило по завещанию одного из первых коллекционеров современного французского искусства в России Михаила Абрамовича Морозова. Работы Тулуз-Лотрека, чье творчество мало представлено в российских собраниях, неизменно вызывают интерес у отечественной публики. Среди наиболее популярных у зрителей экспонатов выставки "Шедевры музея Орсе", прошедшей в Третьяковской галерее в юбилейном 2006 году, были картины Тулуз-Лотрека. Уникальная возможность продемонстрировать графическое творчество Тулуз-Лотрека представилась благодаря давним партнерским отношениям Третьяковской галереи и Фонда Пьера Джанадды (Швейцария).
Выставка в Третьяковской галерее представляет наиболее плодотворный период творчества художника - с 1890 по 1900 год. Это время, когда Тулуз-Лотрек уже сложился как художник-летописец блестящих и тайных сторон жизни Парижа - столицы искусств, развлечений и удовольствий, когда оттачивалось мастерство Лотрека - уникального литографа.
Эстамп занимает особое место в творчестве художника. Лотрек собирал офорты Гойи, изучал японскую цветную ксилографию, незадолго до этого открытую европейцами. В области литографии он проявил дар художника-экспериментатора, изобретателя авторских техник. Вдохновленный японской гравюрой, в тиражной графике он достигал эффекта работы акварелью, пастелью ("Эльза по прозвищу Венка", 1897), карандашом, тонких цветовых соотношений, каллиграфической выразительности линии, силуэта. Тем самым Лотрек сломал представление о литографии как дешевом массовом продукте, достигая в тиражных произведениях качества уникальной авторской работы.
Художник был своим в среде богемы и маргиналов, хотя, родившись в фамильном замке в Альби, Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, сын графа Альфонса и графини Адели, должен был вращаться в высших слоях общества. Фатальные обстоятельства появления на свет от супругов-кузенов и травмы сделали его инвалидом и лишили возможности вести образ жизни, предназначенный ему от рождения. Уже в отрочестве отдушиной для Лотрека стали занятия рисунком и живописью. Его отец и дядя, художники-любители, способствовали увлечению Анри, предоставили возможность брать уроки у художника-анималиста Рене Пренсто, который поддержал Лотрека и дал рекомендации для последующего обучения в студии портретиста Л.Бонна. С 1882 года Лотрек посещал мастерскую академического живописца Ф.Кормона, где познакомился с Ван Гогом. В эти годы он ненадолго увлекся импрессионизмом, приятельствовал с художниками-постимпрессионистами, с Полем Гогеном. В 1884 году Лотрек обосновался на Монмартре в доме по соседству с мастерской Эдгара Дега, чьи работы оказали значительное влияние на молодого живописца.
С конца 1880-х годов Лотрек - завсегдатай кабаре, баров, цирков, кафешантанов, театров, публичных домов - создавал антологию ночной жизни Монмартра, запечатлевая ее главных действующих лиц - певцов, танцовщиц, антрепренеров. Он внимательно исследовал эту жизнь и как участник, и как сторонний наблюдатель. Растущая индустрия развлечений Парижа для привлечения публики начала использовать рекламу. В 1891 году Лотрек создал первую заказанную афишу, сразу же принесшую ему успех, - "Мулен Руж". Он выполнил ее для открывшегося кабаре "Мулен Руж". Здесь же выступали "звезды" - Джейн Авриль, клоунесса Ша-Ю-Као, которые также стали моделями художника. Впоследствии Лотрек изготовил около тридцати афиш для различных кабаре, театров. Он сумел разработать новый пластический язык - лаконичный, броский, яркий, способный привлечь и остановить беглый взгляд уличной публики. На выставке представлены театральные афиши, афиши к изданиям ("Королева радости", 1892), иллюстрации к книгам ("Утомленный Эрос", 1898), к песням из репертуара друзей Лотрека ("Твои уста", 1893).
Для воссоздания особой атмосферы жизни парижской богемы "belle epoque" стенам залов придан винно-красный оттенок; привычное пространство изменено выгородками, которые делят выставку по тематическому принципу. В экспозицию включены: этюд темперой на картоне из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина, уникальный карандашный автопортрет художника из собрания Леонарда Джанадды (Швейцария), выполненный на оборотной стороне афиши "Диван Жапоне", и более 80 произведений печатной графики из коллекции библиотеки Национального института истории искусства Франции.
Дополнительная информация по телефонам: (495) 230-77-88, 951-13-62, 238-13-78 (Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея" - Русская живопись XI - начала XX в.).
Источник: «Музеи России»