Чем был Дом Романовых для России – великим благом или проклятием? Полярность оценок, между которыми постоянно мечется общество свидетельствует о его внутреннем раздрае. Ностальгия по вековой стабильности борется с жаждой непрерывного обновления, имперский дух – с духом вольности, самодержавие власти – с самодержавием личности.

Тема эта затрагивает глубинные основы национального существа, поэтому всегда горяча и актуальна. Она постигается разнообразными путями, в том числе через художественное наследие эпохи, говорящее о ней порой больше, чем документы и монографии. В этом смысле не только выставка «Искусство под сенью монархии», но и в целом музей, где собраны произведения XIII-IX веков, являют собой образ империи Романовых. Образ запечатленный и облагороженный великими художниками Рокотовым и Левицким, Боровиковским и Тропининым…

Царствующие особы от Михаила Федоровича до Николая Александровича, придворные, аристократы, полководцы, чиновники, светские дамы и кавалеры, уездные дворяне, купцы и купчихи, писатели, музыканты, художники, каменотесы, ямщики, крестьяне… Все они составляют лицо огромной страны. И оно отнюдь не отмечено чертами порока и вырождения. Достаточно взглянуть на портреты композитора, автора музыки гимна «Боже, царя храни»  А.Ф. Львова кисти Юзефа Олешкевича или просвещенного купца А.И. Кусова работы Василия Тропинина.

Следует признать: на время правления Романовых пришелся расцвет русского искусства. Взаимодействие муз и самодержавия часто бывало конфликтным, но была Императорская академия художеств, были великие художники,
в том числе поднявшиеся из крепостных. При царях репинские картины «Иван Грозный и сын его Иван» и «Крестный ход в Курской губернии», против которых сегодня ополчились уважаемые православные и монархисты, свободно висели в галерее верноподданного мецената П.М. Третьякова. Наследием романовской эпохи наше искусство питается и по сей день.

По случаю открытия выставки в музее Тропинина состоялся вечер. Вступительное слово произнес известный проповедник о. Артемий Владимиров, говоривший о философии монархии, ее неразрывности с православием.
Заведующая экскурсионным отделом музея Наталья Стремина провела собравшихся по экспозиции, напомнив, что Замоскворечье с Марфо-Мариинской обителью и Екатерининским храмом тесно связано с династией Романовых. Кульминацией вечера стало выступление певицы Татьяны Петровой, исполнившей песни и романсы, которые любили в царской семье.

…Сегодня перспективы возрождения монархии в России не просматриваются. Даже убежденные монархисты уповают только на чудо и Высший промысел. Попытки внедрить монархическую идею в реальную политику оборачиваются фарсом и пародией. Но огромное, поистине царское, наследство – исторический опыт — должно быть изучено и востребовано. С этой точки зрения выставка в музее Тропинина безусловно актуальна, не говоря уже о том, что она станет роскошным зрелищем для всех ценителей искусства.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru