Новые выставки

10 апреля

Борис Мессерер. Живопись. Графика. Инсталляции/К 80-летию со дня рождения

Борис Асафович Мессерер (род. 1933) – живописец, график и сценограф, представитель знаменитой театральной династии. Он принадлежит к поколению «шестидесятников», ломавших стереотипы советского искусства, не желая подчиняться идеологическим догмам. Б. Мессерер – один из создателей знаменитого альманаха «Метрополь», в выпуске которого принимали участие В.Аксенов, Б.Ахмадулина, А.Битов, В.Высоцкий и другие. На ретроспективной выставке центральное место займут инсталляции «Реквием по Венедикту Ерофееву» (2000), и «Обыск» (2011), произведение, посвященное репрессиям 1937 года. Эта тема раскрывается и в макете памятника жертвам репрессий в Кирове (2011), конкурс на создание которого выиграл художник. В экспозицию вощли пейзажи 1960-х и абстрактные композиции конца 1970-х – начала 1980-х годов, серия рисунков углем «Белые ночи», а также выполненные в технике акварели виды Тарусы и портреты Беллы Ахмадулиной, жены художника. Особое место на выставке займут более двадцати цветных офортов, уникальных по размеру и технологии изготовления.
Когда и где: с 11 апреля по 23 июня, Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 3 этаж

15 апреля

Проект «Золотая карта России»

Православные древности Серпуховского края из собрания Серпуховского историко-художественного музея

За 95 лет существования в музее собрана обширная коллекция русского и западноевропейского искусства. Одной из наиболее важных частей является фонд древнерусского искусства, насчитывающий свыше 1000 произведений. Большинство работ поступили в музей из местных монастырей и церквей, а также из собрания старообрядческих икон и реликвий серпуховской фабрикантши А.В.Мараевой. В состав 38-й выставки проекта «Золотая карта России» войдут более 50 икон и других раритетов конца XV–XIX веков. Впервые после реставрации будет экспонироваться новгородская икона конца XV века «Николай Чудотворец, с житием». Среди уникальных произведений – Вкладная книга (1576 ?) и напрестольное Евангелие (середина XVII века, Москва) из Высоцкого монастыря, панагия (вторая половина XV века, Москва) из Владычного монастыря, 11 «портретов старообрядческих деятелей» (1813), выполненных темперой на бумаге с филигранью.
Когда и где: с 16 апреля по 28 июля, Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 2 этаж

16 апреля

Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Мир семьи и детства. Образы ушедшей эпохи
Экспозиция представляет вторую часть цикла «Идеалы ушедшей эпохи» (вслед за первой частью – «Радость труда и счастье жизни»), продолжая серию камерных выставок из фондов скульптуры первой половины ХХ века. Она отражает еще одну грань советской эпохи – мир частной жизни, далекой от идеологии, пафоса трудового подвига и общественного служения. Будучи самостоятельной, выставка вместе с тем образует смысловое единство с предыдущей экспозицией. Произведения демонстрируют и свободу от идеологических мифологем времени, и сложную взаимосвязь с ними. Наиболее интересная часть экспозиции – работы портретного жанра в самых разнообразных формах и видах: камерный и парадный портрет, круглая скульптура, рельеф, портретная статуэтка. Ряд произведений экспонируются впервые. На выставке представлены работы таких скульпторов как И.М.Чайков («Материнство», 1953, мрамор; «Швея», 1953, терракота), Е.Ф.Белашова («Моя дорогая», 1964, бронза), И.Г.Фрих-Хар («Пионерка-отличница Галя», 1949, мрамор) и других.
Когда и где: с 17 апреля по 30 марта 2014, Крымский Вал, 10, зал 24

23 апреля

Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения
В творчестве выдающегося живописца Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) отражены важнейшие черты русского характера и природы России. Содержанием и глубиной искусство Нестерова во многом созвучно религиозными исканиями в русской литературе и отечественной философской мысли рубежа XIX–ХХ столетий. Наиболее цельно художественные и нравственные идеалы Нестерова выразились в программной картине «Видение отроку Варфоломею» (1890), открывшей цикл произведений, посвященных преподобному Сергию Радонежскому (1321–1392). Более 200 произведений из музеев и частных коллекций России, Украины и Беларуси представят широкий спектр художественных интересов мастера: портрет, пейзаж, картины на религиозные темы. Помимо станковых произведений, в экспозицию войдут эскизы и картоны к росписям Владимирского собора в Киеве, Марфо-Мариинской обители в Москве, в церкви Спаса на Крови в С.-Петербурге. В монументальных работах М.Нестеров синтезировал традиции западноевропейского искусства, в частности, ориентировавшихся на мастеров Раннего Возрождения английских художников-прерафаэлитов, с национальным стилем русского неоромантизма рубежа XIX–ХХ столетий.
Когда и где: с 24 апреля по 18 августа, Крымский Вал, 10, залы 60–61

29 апреля

Анатолий Комелин. Края разрыва. Скульптура 1980–2010-х годов
Анатолий Федорович Комелин (род. 1953) – один из наиболее ярких и самобытных современных скульпторов. Родом из Марийского края, с 1981 года живет и работает в Москве; в летнее время его мастерской становится дом в Тарусе. Первоначально создавая работы в традициях фигуративной пластики, А.Комелин пришел к сдержанному и аскетичному художественному языку. В работах, выполненных в дереве или камне, он избегает детализации, демонстрируя силу и выразительность пластического минимализма. На протяжении последних десятилетий А.Комелин работает в двух направлениях – создает станковую скульптуру и объекты, а также рельефы для православных храмов. На выставке, приуроченной к юбилею художника, будут демонстрироваться более 40 произведений – от станковых работ («Грибники», 1993; «Жены-мироносицы», 2008; обе – дерево, ГТГ) до крупноформатных объектов, выполненных в последние годы («Вертолет», 2008; «Края разрыва», 2013; «Асимметрия пейзажа», 2013; все – дерево, смешанная техника, собственность автора). Впервые зрителям будет показано шесть каменных рельефов, выполненных для Праздничного чина иконостаса храма Воскресения Христова в Переделкине.
Когда и где: с 30 апреля по 11 августа, Крымский Вал, 10, залы 80–82

Действующие выставки/Спецпроект

Борис Орлов. «Фантомные боли»
Совместно с культурным Фондом «АртХроника».
Когда и где:с 1 марта по 23 июня, Крымский Вал, 10, зал 38

Живописные метафоры Валерия Каптерева
Когда и где: с 20 марта по 19 мая, Крымский Вал, 10, залы 21–22

Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Виктор Васнецов. Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве 1885–1896
Когда и где: по 8 сентября,Лаврушинский, 10, зал 39

Музыкальные вечера в Третьяковской галерее
Когда и где: 18 апреля, 19.00 Лаврушинский, 10, зал Врубеля
Второй концерт Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского. В течение 2013 года музыканты всемирно известного коллектива представят программу, посвященную музыкальным традициям, которые были заложены в доме Третьяковых еще в конце XIX века.
Билеты продаются в кассах Третьяковской галереи.

Экскурсии для сборных групп в Лаврушинском переулке, 10
Обзорные экскурсии для индивидуальных посетителей (группа от 5 до 20 человек) проводятся по воскресеньям в 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00 Встреча у экскурсионного бюро Информация по телефонам 8 495 953 5223, 8 499 238 2054

Работа Галереи 18 апреля в День исторического и культурного наследия Москвы
Посещение экспозиций и выставок – бесплатно.
Экспозиции и выставки Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке,10 и в Инженерном корпусе (Лаврушинский, 12) работают с 10.00 до 21.00 (вход до 20.00).
Экспозиции и выставки Третьяковской галереи на Крымском Валу работают с 10.00 до 19.30 (вход до 18.30).
Внимание! 
14 апреля  – день бесплатного посещения экспозиций и выставок для студентов высших учебных заведений РФ (в том числе иностранных граждан – студентов российских вузов)
21 апреля (третье воскресенье месяца) – день бесплатного посещения экспозиций и выставок для лиц (граждан РФ), не достигших 18 лет
7, 14, 21, 28 апреля (каждое воскресенье месяца) – дни бесплатного посещения экспозиций и выставок
для воспитанников Суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищ.

 Внимание! В Лаврушинском, 10, закрыты залы 46–48