Третьяковская галерея знакомит публику с результатами реставрационно-исследовательских работ последних лет. Выставка в залах древнерусского искусства представит уникальные иконы позднего Средневековья и Нового времени, «воскрешением» которых занимались художники-реставраторы Галереи.

Одновременно с проведением в Инженерном корпусе выставки «Симон Ушаков — царский изограф» основная экспозиция древнерусского искусства дополнится уникальными памятниками, датируемыми XVI-XIX веками. Произведения этого периода составляют основу данного раздела коллекции Галереи, их внимательное изучение началось в 1970-х годах, а первые научные открытия были сделаны выдающимся реставратором и историком искусства С.В. Ямщиковым.

Представленные на выставке произведения дают возможность дополнить наши знания о четырех столетиях русской иконописи. Фактически являясь эталонными образцами живописи своего времени, они подчас отличаются необычной и оригинальной иконографией.

Ни одна из древних икон не дошла до нас в первозданном виде: они не раз поновлялись – прописывались заново поверх потемневшего слоя олифы. Благодаря работе реставраторов авторская живопись раскрыта от поздних записей. В научный оборот вошли новые имена иконописцев, например написавший икону «Благовещение» Емельян Никитин, художник XVIII века, последователь Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты. Точную дату создания обрела икона «40 мучеников севастийских» — на нижнем ее поле была открыта надпись: написася сия с(вят)ая икона 1845 года месяца июля 29 дня иконописецъ С.С.С.

В своей работе сотрудники Третьяковской галереи следуют принципам научной и музейной реставрации, главной задачей которой является сохранение памятника. Перед раскрытием икон выполняется их дореставрационное исследование, проводится рентгенографирование, иконы фотографируются в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, берутся химические анализы грунта, красочных слоев и защитного покрытия, дающие максимально возможное представление о технико-технологических особенностях икон.

Раскрытие авторского красочного слоя от поздних записей и потемневшей олифы ведется послойно, с использованием оптики (бинокулярного микроскопа) и с обязательной фотофиксацией. Так сохраняется история бытования памятника. В процессе реставрации и после раскрытия иконы проходят второй этап исследования — изучаются технологические особенности авторской живописи. Только после этого памятник вводится в научный оборот.

Современный отдел научной реставрации темперной живописи Третьяковской галереи создан в 1985 году. Его специалисты при работе над памятниками всегда руководствуются главным правилом — «не навреди». Профессия реставратора требует знаний в области истории, искусствоведения, физики, химии, а также навыков живописца. Среди сотрудников отдела — заслуженные работники культуры и опытные художники-реставраторы (Е.А. Гра, А.И. Собаршова, Д.Н. Суховерков, М.В. Шитов, М.Г. Степанов, О.Б. Воробьёва, О.Е. Шитикова),а также молодые специалисты, которые внесли свой вклад в осуществление выставочного проекта.

Третьяковская галерея благодарит за финансовую поддержку и помощь в организации выставки «Музей Русской иконы» и лично Михаила Абрамова, а также Группу компаний «Нексиа Пачоли» и ПАО «Северсталь» за финансовую помощь в реставрации икон.

Выставка открыта с 27 августа 2015 года по 10 января 2016 года.
Лаврушинский переулок, 10, зал 62.