В Третьяковке 9 июля открывается 1 московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»

Программа «КОНТЕКСТ»

Третьяковская галерея, развивая направление работы с актуальным искусством, стала стратегическим партнером 1-й московской международной биеннале «Стой! Кто идет?». Сотрудники отдела образовательных программ Третьяковской галереи подготовили программу «КОНТЕКСТ», объединяющую инициативы молодых художников, кураторов, творческих студий.

Организаторы программы рассматривают феномен «молодого искусства» в контексте художественного музея. Их цель – выявить границы «территории», обживаемой новым поколением, исследовать современные метаморфозы понятий «искусство», «художник», «творчество». Для экспонирования отобраны проекты, использующие разнообразные формы современного изобразительного искусства – от картины до интерактивной мультимедийной инсталляции.

Наиболее острой темой выбранного контекста кураторам представляется судьба традиционной формы профессионального изобразительного искусства – картины. Этой теме посвящены специальные проекты выпускников МГХИ им. В.И.Сурикова – «Аккумуляция» (Куратор Дарья Котлярова, ГТГ) и «Картина. Хорошо забытое старое» (Куратор Наталья Сидорова, ГТГ).

Задача проекта «Аккумуляция» (от латинского «accumulation» – накопление, собирание; нагромождение, разновидность ассамбляжа) – смоделировать ситуацию собирания, накопления, информационного перенасыщения культурного пространства, где пересекаются различные множества – формы, символы, ассоциации, авторские голоса. Проект дает возможность молодым художникам «сыграть в «классики», «погружая» свою авторскую работу в классический контекст.

Проект «Картина. Хорошо забытое старое» (Опыт практического искусствознания) предлагает пластическое исследование темы выпускниками МГХУ им. В.И.Сурикова. Если картина мира – система интуитивных представлений о реальности, меняющаяся от эпохи к эпохе, то собственно «картина» – визуализация этой системы. Как выглядит эта визуальная модель в начале третьего тысячелетия, что такое «картина» в современном искусстве – «окно в мир», «вещь в себе», «граница», «элемент дизайна», «информационный объект»? Над этими вопросами размышляют участники исследования: Тимофей Смирнов, Павел Полянский, Евгения Титенева, Дарья Котлярова, Юрий Григорян.

Три инсталляции, объединённые в один проект «Колодцы» (куратор А.Лапина, участники: К.Новиков и И.Плющ из Санкт-Петербурга, А.Погорелкин и С.Сапожников из Ростова-на-Дону), – метафора ситуации, сложившейся в современном искусстве России. Проект фокусирует внимание на проблеме выстраивания отношений между регионами и столицей, когда практически всё современное искусство сосредоточено в Москве, а провинциальные художники подчас не имеют возможности заявить о своём существовании. Коллективная инсталляция «Столпы русского авангарда» самых молодых участников биеннале, учеников студии ARTFOR (Москва), посвящена творчеству В.Татлина, К.Малевича, В.Кандинского.

Серия сольных мультимедиа проектов представляет новейший срез международной арт-сцены – прежде всего, того сегмента, который работает с новыми технологиями. Инсталляция«APATHEIA» Мартина Анагносту (Греция) создана под впечатлением от московского метро. Интерактивные видеопроекты «Move me» Дариуса Форингера (Германия), «Восприятие движения» Сергея Коцуна (Москва) и «Немовля/инфант» Анатолия Слойко (Киев) позволяют зрителю внедряться в «ткань» произведения и изменять его.

Выставка открыта с 9 по 27 июля 2008, Крымский Вал, 10, вестибюли 1–4 этажей, внутренний двор