Лаврушинский переулок, дом 3/8.  Участок во всю ширину квартала занят свободно стоящим большим краснокирпичным домом сложной конфигурации. О нем мы и расскажем.Это бывший «Приют для вдов и сирот художников имени П.М. Третьякова», построенный в 1912 году.

Прежде здесь была купеческая усадьба с парадным двором, выходившим в Лаврушинский, и каменным домом в глубине двора. Эту усадьбу купил П.М. Третьяков. Он завещал ее в собственность городу Москве, присовокупив к этому 150 тысяч рублей (внушительная по тем временам сумма) на строительство здесь приюта для вдов художников. Объявленный в 1909 г. конкурс на проект здания выиграл гражданский инженер Н.С. Курдюков, предложивший ансамбль, стилизованный под древнерусские строения.

Приют для вдов и сирот русских художников имени П.М. Третьякова (Якиманской части, 1 участка, Лаврушинский пер., д. № 14) был открыт в 1912 году. Помещался он в собственном здании, выстроенном на средства, завещанные городу коммерции советником П.М. Третьяковым. По завещанию жертвователя город получил в 1899 году для этой цели земельный участок вблизи Третьяковской художественной галереи и капитал в размере 150.000 рублей. Часть этого капитала вместе с наросшими процентами была употреблена на постройку здания, стоившего около 100.000 рублей, другая часть в размере 130.000 рублей была обращена в неприкосновенный капитал, на проценты с которого и содержался этот приют.

Согласно Положению, утвержденному Городскою Думою 9 сентября 1911 года, приют предназначался преимущественно для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей русских художников (живописцев, скульпторов и архитекторов, поскольку эти последние являются живописцами и скульпторами), произведения которых находились в городской художественной галерее имени П.М. и С.М. Третьяковых, а за удовлетворением первой категории лиц для вдов и сирот художников, произведения коих имелись в других собраниях России, государственных или общественных.

Право пребывания в приюте принадлежало: вдовам и незамужним дочерям до смерти или выхода замуж. Сыновьям право пребывания в приюте принадлежало до совершеннолетия, причем если последние обучались в одном из высших учебных заведений, то с разрешения Совета им могли продлить срок пребывания в приюте до окончания высшего учебного заведения, но не далее, как до 25-летнего возраста. Малолетние сироты принимались в приют лишь в том случае, если при них будут находиться взрослые родственники. По выходе вдовы замуж малолетние дети не утрачивали права на пользование приютом, если при них оставались взрослые близкие родственники. Призреваемые пользовались от приюта бесплатно помещением, отоплением, освещением и медицинской помощью.

Приют управлялся Советом, в состав которого входили: 1) три лица по избранию Городской Думы, из коих один должен был быть художником, 2) один член Совета Третьяковской художественной галереи, по избранию сего последнего, и 3) один член Городской Управы, по ее назначению. В состав Совета входил член семьи П. М. Третьякова, если последняя пожелает избрать такового из своей среды. Председатель Совета являлся попечителем приюта.

Здание приюта было двухэтажное, каменное. В первом этаже находились 6 квартир для вдов с малолетними детьми, каждая квартира имела площадь около 12 кв. саж. (56.4 кв.метра) и состояла из двух комнат и передней, здесь же была устроена большая кухня с отдельными для каждой квартиры печами, самоварницами, столами и т. п. хозяйственными принадлежностями. Во втором этаже были расположены 10 квартир номерного типа для одиноких, площадью в 6 кв.саж. (27.3 кв.метра) каждая. Ежегодное содержание приюта было исчислено в 5.298 руб.

Двухэтажное здание было спроектировано в формах, напоминающих древнерусские палаты, а фасад, выходящий в Лаврушинский, украшен многоцветным изразцовым панно с керамическим полихромным гербом Москвы и надписью, выполненной славянской вязью: «Приют для вдов и сирот русских художников имени П.М. Третьякова». Москвичи же стали называть учреждение просто – «Вдовий дом». На стене здания – мемориальная доска, напоминающая о том, что здесь жил художник Г.К. Савицкий.

В 1931 году здание перестраивалось и в значительной мере потеряло свое лицо: исчезли высокие щипцовые кровли и керамический декор, включая панно, был надстроен третий этаж. До наших дней сохранилась сторожка, стоящая ближе к 1-му Кадашевскому переулку и близкая по формам к основному дому. Также сохранилась, хотя и не полностью, старинная ограда на кирпичных столбах.

22 мая 1996 года вышел указ Президента Российской Федерации, по которому памятник истории «Вдовий дом» был передан «в безвозмездное пользование Государственной Третьяковской галерее под музейные и служебные цели.