В России собак начали использовать для службы в полиции с 1906 г. С таким предложением выступил начальник Санкт-Петербургского сыскного отделения полиции В. И. Лебедев. В Москве через 3 года большую известность приобрела полицейская собака породы доберман-пинчер по кличке Треф. Она за свою жизнь сумела раскрыть более 1500 преступлений.

Ежегодно в нашей стране служебно–розыскные собаки помогают раскрывать около 20 тысяч преступлений. Помогая следователям, розыскные собаки обнаруживают не только людей и предметы, но и наркотики, взрывчатку и другие вещества. Многие из них были награждены за верность долгу.

Как и в любой профессии, у собак-«милиционеров» есть свои «специальности»: розыск, патруль, караул и конвоирование. Каждая из служебных собак в начале своей «карьеры» проходит обучение в специализированном учебном заведении. В перечне «приема на работу» собак значится целый список показателей, которым должен соответствовать пес — от физических показателей до типа характера. Служба у кинологических собак отвечает всем милицейским требованиям. Так, у собак свой распорядок дня, режим питания, дежурства и неожиданные «подъемы». Также ежегодно им приходится сдавать экзамен на профпригодность, показывая свою силу, сноровку и умения. Однако, хорошие данные собаки — это только половина успеха. Все время службы четвероногих «милиционеров» учат их наставники — специалисты-кинологи. Есть кинологическая служба и в Москве.

Рассказывает начальник ЗЦКС ГУВД по г. Москве подполковник милиции Николай Владимирович Зотов:

– В Зональном центре кинологической службы московского ГУВД содержится около 600 служебных собак разных пород, таких как: лабрадоры, ротвейлеры, спаниели, но основная рабочая порода – немецкие овчарки: они наиболее адаптированы к нашим природным условиям.

Впрочем, вскоре количество наших питомцев увеличится еще на 500 животных. Как правило, мы принимаем животных в возрасте от 1 года до 3 лет. К этому возрасту у них уже сформирована психика и с ними вполне можно работать.

Сейчас в районе Солнцево для пополнения строится новый Центр, а пока все служебные собаки обучаются и тренируются у нас. Для этого есть все условия, включая профессиональных инструкторов.

Рабочий день кинолога и его питомца подчиняется строгому графику: изучение теории, ежедневные тренировки, сдача нормативов и экзаменов.

Хочу подчеркнуть, что собака для нас – не спецсредство, как принято считать, а живое существо, с которым сотрудники ЗЦКС ежедневно работают. У каждого пса свой характер, своя психика. Индивидуально под собаку подбираются специальные методы обучения.

Своими выпускниками мы очень гордимся, ведь они показывают великолепные результаты. Только за пять месяцев текущего года с помощью служебных собак было раскрыто 940 преступлений разной степени тяжести.

Например, старший инспектор кинологической службы ОВД по району Коньково Юго-западного округа старший лейтенант милиции Сергей Куликов и его собака Дина способствовали раскрытию убийства. Прибыв на место происшествия, где был обнаружен труп мужчины, собака взяла след и привела сотрудников милиции к одной из квартир, где, как выяснилось позже, проживала сожительница убитого, которая и совершила это преступление.

Наши питомцы обучены поиску взрывчатых веществ и оружия, работе на массовых и спортивных мероприятиях. Как правило, перед началом учебного года инспекторы кинологической службы со своими собаками обследуют все прилегающие территории московских школ и других учебных заведений на предмет выявления взрывчатых устройств.

Пенсионный возраст собаки примерно 10 лет. Ради любви хозяина животное способно почти на все. За годы работы инструктор и пес становятся одной командой. Бросить, предать своего верного товарища кинологи не способны, поэтому после «списания» сотрудники забирают домой питомца-партнера и обеспечивают ему достойную старость.

Работа сотрудников ЗЦКС постоянно совершенствуется. К нам на сборы приезжают кинологи из всех окружных подразделений столицы. Мы часто обмениваемся профессиональным опытом с коллегами из других стран. Не раз к нам приезжали гости из Чехии, США и Китая. Кстати, все они отмечали, что питомцы Центра имеют более расширенную подготовку, чем в их странах.