Гордиев узел московских проблем с первого раза не разрубишь. Чтобы убедиться в этом, не надо вымерять длину автомобильных пробок, или подсчитывать количество убранных и возвращенных ларьков. Достаточно выйти на мало-мальскую значимую магистраль или площадь, например, Калужскую, и оглянуться вокруг. Всюду реклама, реклама, реклама.

А где же Москва? Спрятана за размалеванной скоморошьей личиной. Помнится, новый мэр, едва вступив в должность, всерьез озаботился внешним обликом столицы. Всему, что его уродует, была торжественно объявлена война. В числе угроз красотам московским назывались и палаточно-ларечные скопища и глухие заборы.

В этом списке оказалась и уличная реклама, заслоняющая город. Ее заклеймили… и, похоже, оставили в покое. «Двигатель торговли» привычно пыхтит и благоухает.

На Якиманке апофеозом рекламобесия стало колоссальное панно, в которое буквально упаковано сверху и до вестибюля станции «Октябрьская»-кольцевая многоэтажное здание на Калужской площади.

Здесь о соблюдении норм размещения рекламы в городской среде и говорить-то неудобно: фасад дома закрыт практически полностью. Рядом с циклопической картиной чувствуешь себя муравьем, на которого наезжают изображенные на ней шины известной фирмы. Реклама обращается к прохожему броскими надписями на латинице и куда более скромными кириллическими. На крыше здания слоган другой иноземной фирмы и вовсе русского перевода не удостоился. В столице какой страны мы живем?! Калужская площадь при всей спорности ее архитектурных качеств - одна из немногих, представляющих собой целостный законченный ансамбль. Рекламная заплата разрушает его напрочь. Такое в Москве можно видеть повсеместно. Например, уже много лет полностью завешен выразительный фасад старинного здания Военной типографии на Б. Полянке, 9.

Для бизнеса памятник зодчества, градостроительная доминанта, любой заметный элемент городской среды - лучшее рекламное место. Вот и появляется прямо у ограды замечательной древней церкви Иоанна Воина яркий кран с мелькающими картинками не всегда благочестивого содержания. Такой же стоит в двадцати метрах от Казанской часовни в конце Большой Якиманки. А по другую сторону храма Божиего рекламная тумба с белокурыми красотками в соблазнительных позах… Сверху, снизу, сбоку - отовсюду пялит на нас глаза многоликая, необузданная, попирающая все нормы реклама, и глянцевые ее герои кажется на все лады распевают одну и ту же песенку поросят: «Нам не страшен новый мэр, грозный мэр, грозный мэр!»

Наш обозреватель Борис Арсеньев писал эту заметку на злобу дня, можно сказать, синхронно с речью главного архитектора столицы Александра Кузьмина на заседании столичного правительства во вторник, 23 ноября. Председатель Москомархитектуры негодовал:

- Сейчас на каждые десять метров в центре города приходится одна рекламная конструкция - щит, перетяжка или другой вид. Вдобавок многие здания закрыты строительной сеткой, на которой размещена реклама. Не знаю, как под ней живут и работают люди в этих домах...

А. Кузьмин также сообщил, что власти намерены убрать из центра столицы всю крупногабаритную рекламу в виде щитов 3 на 6 метров, а также телеэкранов. Она переместится на автобусные остановки, тумбы, специальные загораживающие от грязи щиты вдоль дорог. При этом в городе появятся зоны, где рекламы не останется вообще. Это охранная территория Кремля, а также восемь панорамных видов на Москву, которые обычно показывают туристам. Среди них - Театральная площадь, стрелка, где река Яуза впадает в Москву-реку и несколько видов на Кремль с разных точек, например, от Английского посольства.

Ну что ж, слова правильные, а каковы будут последствия, как говорится, - поживем, увидим.

Yakimanka.ru