Чудо 5. Третьяковская галерея

Если ранжировать якиманские чудеса по значимости, то первое место, несомненно, останется за Третьяковской галереей. Да и для всей Москвы это одна из главных достопримечательностей. Значение Третьяковки для национального самосознания огромно. Тем большим чудом было возникновение этого феномена именно в Якиманской части города. 155 лет назад мог ли кто предположить, что здесь, в самой сердцевине купеческого «темного царства», разгорится такой очаг культуры и зажжет его замоскворецкий купчик.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898), отпрыск семьи текстильных фабрикантов был коренным якиманцем. Родился, провел детство и отрочество в родовом особняке на 1-м Голутвинском пер. Потом зажил собственным домом в приходе храма св. Николая Чудотворца в Толмачах. Здесь, в Лаврушинском пер., в 1856 г. П. Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, ставшую со временем крупнейшей в России.

Создание национальной художественной галереи он осознавал как высокую миссию, как осуществление своего жизненного кредо «наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях...»

Меценат и пропагандист русского искусства Третьяков оказал огромное воздействие на культурный процесс своей эпохи. В 1881 г. он открыл галерею для всех желающих, а в 1892-м передал ее в дар городу. Собрание насчитывало тогда 3500 произведений, с тех пор оно увеличилось многократно. Галерея с первых дней и по сегодня остается самым посещаемым музеем Москвы.

Третьяковка – это и уникальный комплекс музейных зданий. Старинная усадьба XVIII в., еще при Павле Михайловиче не раз перестраивалась его родственником архитектором А.С. Каминским. В 1901-1903 гг. галерея обрела знаменитый «сказочный» фасад (рисунок В.М. Васнецова, зодчий В.Н. Башкиров). «Райская птица» с фриза здания ныне главный элемент герба района Якиманка.

В 1930-х был построен новый корпус Третьяковки (инициатива А.В. Щусева, проект А.В. Снигарева), в 1983-1994 гг. комплекс реконструировали и расширили, включив домовый храм св. Николая в Толмачах. В настоящее время строится третья очередь галереи с выходом ее корпусов на Кадашевскую набережную...

Ужас 5. Особняк в Старомонетном и его собратья по несчастью

Хотите ужаснуться по-настоящему – загляните сквозь щелку запертых ворот во двор на углу Старомонетного и Б. Толмачевского переулков. Картина не для слабонервных: посреди захламленного пустыря страшные, поросшие мхом и кустами развалины старинного деревянного особняка, поодаль – полуразрушенный каменный флигель. Так выглядит ныне усадьба начала XIX в. – одна из тех, что определяли неповторимый облик послепожарной Москвы. Сегодня они – большая редкость, каждая требует охраны и заботы. Но в современной столице домам, как и людям, достойная старость не гарантирована.

Столица социализма строилась на развалинах Первопрестольной. Волны градостроительного цунами не раз прокатывались по нашим краям, сметая ценнейшие памятники. Среди утрат советского времени – чудо-храмы Иоакима и Анны, Космы и Дамиана, Богородицы Казанской, Петра и Павла, Спаса Преображения, несколько домовых церквей и все часовни. Были снесены древний Суконный двор, Дом Вольфа-Прозоровского на Б. Полянке, к созданию которого приложили руки Баженов и Казаков, почти вся правая сторона старинной Б. Якиманки, классический ансамбль Калужской площади...

Но и постсоветская, поспешающая в капитализм Москва свою старину не жалует, бездарно разбазаривает культурное наследие. За последнее десятилетие лишь в районе Якиманка погибли палаты XVII-ХVIII вв. на Софийской и Кадашевской набережных, домик А. Островского на Житной, несколько ампирных особняков. Самые свежие записи в этом мартирологе – усадьба Феоктистова на Б. Ордынке, пережившая пожар 1812 г., и особняк на Б. Полянке 39, снесенные летом и осенью 2011-го.

Прогресс лишь в том, что если раньше ужас разрушения являлся на Якиманку открыто, не скрываясь, то сейчас он пробирается, прячась от глаз общественности под покровом чиновничьих отписок и юридической казуистики. Верными знаками его на наших улицах и переулках служат строительные сетки и ложные разрисованные фасады, за которыми упрятаны опустевшие и ветшающие исторические здания. Там, за ширмами, они тихо умирают после «долгой и продолжительной болезни» от пожара или полного обрушения. Таких адресов в районе не менее двух десятков. В их числе уже упомянутый некогда прекрасный особняк Старомонетном переулке, 19, превращенный в руины. На грани разрушения такие известные памятники как дворец Дурасовых на Софийской набережной и дом Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке. А знаменитый «Шестигранник» в Парке Горького давно за этой гранью.

Но и начало реставрации не всегда благая весть. Очень часто это означает лишь снос подлинного исторического здания и возведение на его месте муляжа-новодела, грубой подделки без всякой мемориальной ценности. Пример тому – «регенерация» квартала на М. Полянке при строительстве комплекса «Онегинъ».

И все же с этими ужасами можно бороться. Это показала защита общественностью Кадашей. Но борьба предстоит нелегкая: не так то просто обычным гражданам бороться с таким ужасом.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru