Чудо 3. Марфо-Мариинская обитель

Суровый XX век лишил Якиманку многих чудес. Но он же даровал ей новые. Среди них – Марфо-Мариинская обитель.

У ее истоков стояла великая княгиня Елизавета Федоровна, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, принявшая православие и впоследствии причисленная к лику святых новомучениц. Супруга московского генерал-губернатора в.кн. Сергея Александровича Романова, известная благотворительница, она после гибели мужа в 1905 г. от бомбы эсера-террориста полностью посвятила себя духовным исканиям и помощи страждущим.

В 1909 г. княгиня основала на Ордынке общину сестер милосердия. Это был ответ на нравственный вызов времени войн и революций, времени, когда Россия мучительно искала пути обновления. Смуте в умах и душах сестры обители противопоставили «внутреннюю миссию» по заветам евангельских жен-мироносиц Марфы и Марии.

Цель начинания: помощь ближнему во всех ее видах, не только материальная, но и нравственно-духовная в чисто христианском православном смысле. Для неимущих были открыты бесплатные больница, амбулатория и аптека. Детский, приют призревал девочек-сирот, а девушки и женщины обучались в воскресной школе. Обитель давала кров больным чахоткой, а также неимущим работницам. Бесплатная столовая ежедневно кормила до 300 бедняков. Сестры посещали дома обездоленных, ухаживали за немощными, утешали умирающих, раздавали деньги, одежду, продукты, вели душеспасительные беседы. Много внимания уделялось духовному просвещению: здешние богословские беседы собирали до тысячи слушателей.

Высокой миссии обители соответствовал ее совершенный художественный образ. В 1906-1912 гг. по проекту А. Щусева был выстроен Покровский собор – образец неорусского стиля. Его расписали выдающиеся художники – М. Нестеров и П. Корин, одеяния сестер создал В. Васнецов. На Ордынке часто бывали писатели, философы, художники, искавшие духовную опору в начинании, «открывающем путь к спасению православия» (В. Розанов).

Когда началась Первая Мировая война, в обители открыли лазарет, многие сестры выехали на фронт. Потом случились февральская революция, октябрьская... Арестованная большевиками трагически гибнет в 1918-м в Алапаевске великая княгиня Елизавета Федоровна. Аресту подвергаются ее преемница В. Гордеева и духовник обители о. Митрофаний.

Сама община под видом трудовой артели продержалась до 1926 г. После ее закрытия в помещениях разместили районную поликлинику им. Рейна. После войны в Покровский собор переехали Центральные реставрационные мастерские.

Время возрождения для Марфо-Мариинской обители наступило на очередном повороте истории. В 1990-м Моссовет принял решение о возвращении верующим зданий на Ордынке. В том же году у стен Покровского собора открыли памятник в. кн. Елизавете Федоровне работы Б. Клыкова. С 1995-го обитель действует вновь, объявив о приверженности заветам основательницы. Недавно завершились масштабные реставрационные работы, придавшие ансамблю внешнее благолепие. А станет ли Ордынка, как прежде, местом всероссийского паломничества – покажет время.

Ужас 4. Имперский дом

Самое высокое и, пожалуй, самое роскошное жилое здание Якиманки – 19 этажей в Мароновском пер. со шпилем, многокомнатные квартиры с потолками в 3,6 м и фантастическими видами на центр Москвы, все мыслимые и немыслимые удобства – разве это не чудо?!

Увы, назвать так– элитную новостройку «Имперский дом» язык не повернется. И не только потому, что архитектура сооружения банальна и эклектична – невнятные вариации на темы сталинских высоток, дореволюционных доходных домов и современных курортных отелей.

Ужас в том, что здание-агрессор нанесло мощный удар по исторической среде города. Нарушен ее традиционный масштаб и объемно-пространственная композиция. Речной фасад Якиманки, веками складывавшийся на склоне берегового холма в виде многоуровнего амфитеатра, увенчанного доминантами – храмами, теперь скрыт за спиной бетонного гиганта. Еще страшнее сказ о том, как один небоскреб сразу два соседних памятника загубил.

Нет, конечно, чудесные храмы Иоанна Воина и Марона Пустынника, к счастью, стоят на исконных местах, но их изысканные силуэты с основных видовых точек уже не раскрываются во всей красе на фоне небесного простора, заслоненного аморфной массой «Имперского дома».

Да если бы он один мозолил глаза якиманцев! Громоздкий банковский комплекс на Балчуге перекрыл визуальные связи Замоскворечья и Красной площади. А перспектива М. Полянки уже не замыкается вдали золоченой главой Ивана Великого, а упирается в бетонную коробку нового здания. На Шаболовке добротно отреставрированная церковь Св. Троицы оказалась в плотном окружении многоэтажных «билдингов», властно нависших над нею. По соседству, на Мытной, на единственном здесь зеленом оазисе бывшего стадиона «Труд» вырастают еще более устрашающие каменные джунгли. И еще – несоразмерно огромные для старинного района комплексы «Коперник» и «Онегин»…

Подобная точечная застройка нарушает основополагающие принципы московского градостроительства, благодаря которым веками сохранялась преемственность архитектурного образа вечно обновляющегося города. Процесс этот начался не сегодня и даже не вчера, но в наши дни дошел до опасной черты, за которой – утрата лица Москвы и ее души.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru

Продолжение следует