Чудо 2. Церковь св. Иоанна Воина

Судьба этого архитектурного чуда сама по себе чудесна. По достоверному преданию, весной 1709 г. Петр I случайно стал свидетелем затопления старой деревянной стрелецкой церкви москворецким паводком. Узнав, что она посвящена cв. Иоанну Воинственнику – небесному покровителю ратных людей, царь повелел возродить храм в камне на новом безопасном месте, пожертвовав на это немалую сумму денег. Сам и выбрал архитектурный проект. Тем же летом русская армия одержала викторию под Полтавой. Для современников связь этих событий была очевидной...

Храм, зодчим которого обычно называют Ивана Зарудного, был закончен строительством в 1717 г. Это хрестоматийный образец «петровского барокко», знаменующего переход от древнерусской традиции к искусству нового времени. В сложном взаимодействии ярко национальных и общеевропейских начал, почти светской изысканности и религиозной проникновенности воплощен емкий образ эпохи преобразования России.

Среди якиманских святынь церковь уникална и тем, что никогда не закрывалась. Службы прерывались лишь на пять недель осенью 1812 г., когда в Москве хозяй­ничала армия Наполеона. Тогда великий пожар остановился у церковной огра­ды. Это тоже сочли чудом.

Не менее чудесным было и спасение храма в годы раннесоветского богоборчества, когда он некоторое время оставался единственным действующим на Яки­манке. В нем нашли приют многие реликвии из окрестных разоренных церквей. До сих пор здесь пребывает икона свв. Иоакима и Анны – главная святыня уни­чтоженного храма, давшего имя нашему району.

Ужас 2. Скульптурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых»

У Болотной площади неоднозначная репутация в истории. Это и древний Государев сад, и сменивший его Царицын луг, на котором гуляниями, пиршествами и фейерверками праздновались военные победы, коронации монархов, замечательные даты. Но здесь же совершались публичные казни и экзекуции. Осужденных четвертовали, вешали, колесовали, сжигали, наказывали кнутом, шпицрутенами.

Все эти ужасы, казалось бы, канули в Лету, и память о них развеялась. На Болотной появился прекрасный сквер – место спокойного отдохновенья горожан. Но недавно призраки тьмы вернулись и застыли здесь как нечисть в финале гоголевского «Вия». В сентябре 2001 г. на площади в присутствии мэра Ю. Лужкова и отечественного бомонда была торжественно от­крыта скульптурная композиция именитого художника М. Шемякина «Дети – жерт­вы пороков взрослых».

Событию этому предшествовала долгая и ожесточенная общественная дискуссия по поводу проекта мону­мента и места его установки. Многие москвичи, особенно якиманцы, считали, что шемякинским монстрам не место в столице. Другие соглашались терпеть их, на­пример, в парке «Музеон» в компании с сосланными изваяниями советских вождей.

Но московская власть настояла, чтобы подарок красовался там, где поже­лал сам автор. В результате Якиманка обрела еще один ужас. Вернее, ужастик, ибо, как оказалось, инфернальные образы в трактовке Шемякина способны художественно впечатлить разве что маленьких детей, да лю­дей с нестабильной психикой. Для рядового обывателя – это «развлекуха», не более. Любопытство, с каким досужие зрители разгляды­вают вычурные аллегорические фигуры «Наркомании», «Проституции», «Воровства» и др. (всего числом 12, хотя следовало бы изваять и 13-ю – до чертовой дюжины), обступившие бронзовых мальчика и девочку, вполне праздное.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru

Продолжение следует.  Часть 1 см. здесь