Молодежные субкультуры - благодатная среда, восприимчивая к воздействию не только представителей традиционных религий, но также сектантов и участников радикальных движений.
Священник с микрофоном на рок-концерте или в компании рокеров и металлистов. Какие чувства вызывает картина? Казалось бы, недоумение. Однако миссионерская деятельность - повсеместная проповедь. "Возвещайте язычникам славу Его", говорится в книге Паралипоменон. Значит, наверняка можно и с молодежью разговаривать.
Субкультуры нельзя назвать законченными мировоззренческими концепциями, но пафос их социального заявления часто несет в себе религиозный заряд. Иногда доводится слышать мнения священников Русской православной церкви, что достаточно ограничиться работой с воцерковленной молодежью. Одновременно раздаются призывы к формированию просоциальной, православной субкультуры. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин считает, что для русского молодого человека нормально желание "быть хозяином своей судьбы": "И если вы будете говорить об этом в стиле рэп, рэйв, классики или даже в форме самой сухой академической проповеди, вы будете все равно услышаны".
Официальный ислам выбирает более традиционные методы работы с молодежью. Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин говорит о необходимости вернуть молодежь на "срединный путь", воспитать в ней представление об исламе как о религии гуманизма, пресечь радикализм и экстремизм, к которому склонны неофиты. Причины радикализма - в социальной неустроенности: ощущении личной невостребованности, ксенофобии, безработице. Предполагается, что можно уберечь молодых людей от искушения фундаментализмом путем преподавания основ традиционных религий.
Молодежь быстро осваивает новые технологии, и ничто иное не вызывает таких опасений у ортодоксально настроенных представителей традиционных религий. Так, в некоторых религиозных школах Израиля запрещено пользование некошерными мобильными телефонами. Таковыми признаны сотовые, имеющие выход в интернет и возможность пересылать SMS. Именно эти функции, считает раввин Йосеф Шалом Эльяшив, уводят с праведного пути.
В основном современная молодежь безрелигиозна – как естественный возрастной срез постхристианского общества в целом.

Социальная стратосфера

К числу социальных страт, которые могут быть миссионерским полем, оргкомитет "Русского марша" относит, например, блогоферу. Блоггеры, в основном заседающие на сайте www.livejournal.com и ведущие ежедневные записи в открытом доступе, прославились быстрым реагированием на всякую вбрасываемую информацию. Участники спортивных фан-клубов знают притягательную силу единения, выступлений плечом к плечу. Членам военно-спортивных или патриотических клубов известен принцип работы в команде, они чувствуют сплоченность, умеют подчиняться, имеют "ощущение своего". Нетрудно заметить, что названные свойства повторяют список качеств шахида. Шахид беспрекословно подчиняется, отважен, терпелив, уделяет время молитве, занятию военной подготовкой. Твердо различает тех, по отношению к кому его действия будут сопутствовать целям, а к кому - покроют имя позором. То есть имеет пресловутое "чувство своего". А также "чувство чужого".

Субкультпросвет

В 90-е можно было говорить о целом цветнике разнообразных форм молодежной досуговой жизни. Это уместно связывать с острой необходимостью в самоидентификации в то полное перемен время. Сейчас актуальных субкультур не так много. Главная субкультура, с которой готова работать РПЦ, - связана с "русским роком": еще несколько лет назад обсуждалась принципиальная возможность вовлечения этого стиля в орбиту традиционной религии. Сегодня проводятся миссионерские рок-фестивали, священники пишут рок-оперы (игумен Сергий (Рыбко), музыканты не боятся "показаться мракобесами" (Константин Кинчев, Юрий Шевчук). В Греции действует монашеская рок-группа. Но пока Церковь осваивает пугающий ее язык общения с молодежью, последняя память о том, что этим языком когда-то пользовались, уходит из молодежной среды.
Относительная малочисленность скинхедов компенсируется большой социальной активностью. "Акции", совершаемые "скинами", как их еще называют, часто классифицируются как разжигающие межнациональную рознь. До некоторой степени смыкаются с неофашистами. "Красные скинхеды" дистанцируются от фашизма, видят светлое будущее в переходе к бесклассовому обществу "через отмирание государства как такового", что роднит их с анархистами. Они не отказываются от идеи отстаивать свое мнение "с помощью кулаков, армейских ботинок и бейсбольных бит". Кое-что выходит за рамки движения, как оно понималось в пору возникновения. Это неудивительно в ситуации разгула постмодернизма: социальная цитата из не до конца понятых источников становится источником самодовлеющим.
Странные ребята с черными губами и волосами собираются в Москве на Чистых прудах - готы. В основном готки. Проповедуют мрачное мировосприятие, но, как другие отроковицы, любят розовые сердечки, котят, кукол. Они - за уход от социальной активности, вплоть до поощрения суицидальных наклонностей, всевозможной эстетизации смерти. Но зачастую прилежно учатся в школе, институте. Участники движения уделяют внимание вопросу, являются ли они "настоящими готами" (true goth), что свидетельствует о некоторых степенях неявной инициации в субкультуре. Впрочем, настоящие готы не тусуются на Чистых. Вероятно, они сидят в офисах и чиновных учреждениях. Музыкальная и литературная составляющая "готической" субкультуры смыкается с сатанистской. Сатанисты - тоже определенная субкультура. Во всяком случае эти люди подозревают: не все в мире так материально, как хотелось бы - следовательно, входят в прямую аудиторию всевозможных миссионеров и катехизаторов. А не так давно заговорили о некоем новом подвиде: "православных готах".
Гламумрики. Как ни иронизируй, гламурная молодежь - отдельная каста, вхождение в которую определяется уровнем доходов родителей и личным умением пускать пыль в глаза. Так или иначе, современный человек во многом идентифицирует себя с успешным лузером (профессиональным неудачником) именно благодаря способу, виду и уровню потребления. С некоторыми поправками к ним можно отнести всякого рода клубную молодежь, хотя слушателям RnB наверняка не понравится фигурировать в одном абзаце с любителями "Хаус" или "Транс". Бренды определяют все. Потребление в современном мире становится актом творческого самовыражения. И религия становится потреблением услуг: посещение психоаналитика, "сеансы расслабляющей медитации", "фитнес-йога" или иные мягкие, "облегченные" виды сектантства. С другой стороны, в процессе потребления есть нечто от языческого ритуала. Есть псевдолитургийность в супермаркетах, растянувшихся на километры.
Эмо (от emotion) - за то, чтобы непосредственно проявлять эмоции: плакать, когда хочется плакать, и смеяться, когда смешно. Своеобразное заявление о протесте против толерантного и корректного псевдокапиталистического мира.
Источник: "Московские новости"