Можно ли победить криминал в отдельно взятом московском районе, вопрос риторический? Конечно нет, скажет всякий. Но цифры, которые привел начальник службы общественной безопасности ОВД Якиманка Н. Н. Жуков на состоявшейся 16 февраля встрече жителей района с участковыми уполномоченными милиции и руководителями ОПОП, говорят об обратном.

Если в январе прошлого года на нашей территории было зафиксировано 98 преступлений, то нынешний январский показатель — всего 39. Наполовину сократилось количество грабежей — с 6 до 3-х. Тяжких и особо тяжких преступлений в январе 2011 было совершено восемь, тогда как год назад их насчитали 17. В целом же количество криминальных проявлений сократилось более чем в двое. Такова официальная статистика. Хотите, верьте ей, хотите, нет.

Столь впечатляющие темпы выздоровления, как признает милицейское начальство, достигнуты, не в последнюю очередь, благодаря тесному сотрудничеству с Якиманской общественностью. В районе активно работают три ОПОПа. Абревеатура, прямо скажем, неблагозвучная, на грани приличия. Пошлешь человека в ОПОП — оскорбится не дослушав. Между тем это всего лишь общественный пункт охраны порядка, куда может обратиться любой житель, озабоченный проблемами безопасности.

Председатель районного совета ОПОП В.М. Панцевич выступил на встрече с пространным отчетом за 2010 год. Звучали огромные цифры: общественники-правоохранители участвовали в 500 мероприятиях, приняли 536 обращений граждан, выявили 50 фактов несанкционированной торговли, конфисковали 1060 единиц левого товара, обнаружили семь бесхозных автомобилей и один числившийся в угоне. По сигналам бдительных жителей удалось накрыть пять наркоточек, выловить несколько десятков нелегальных иммигрантов и прочих подозрительных личностей. Первостепенное внимание уделялось профилактике преступности. В период всплеска квартирных краж летом прошлого года общественники разъясняли жителям, как уберечься от криминала. Нынешняя антитеррористическая тревога заставила внимательнее присмотреться к чердакам, подвалам, сдаваемым в наем квартирам. Излюбленное поприще общественников всех времен и народов — воспитание молодежи. К ней они идут с лекциями и беседами о вреде алкоголя, табака, наркотиков, национал-экстремизма, порой ополчаются совместно с милицией рейдами против неформальных тусовщиков на Болотной и Калужской площадях, улице Ак. Петровского и в Лаврушинском переулке.

Воплощая старый, еще советских времен принцип «навалиться всем миром», в работу по охране правопорядка вовлекаются все новые силы: домкомы, ТСЖ, старшие по домам и подъездам, в общем, активные якиманцы. На встрече 16 февраля под аплодисменты зала были вручены почетные грамоты ОВД наиболее отличившимся общественникам: Е.А. Поликановой, Л.В. Соколовой, Г.А. Морозовой, В.В. Котельникову и Т.А. Аксеновой.

Профессионалы в погонах тем временем скромно и как-то обреченно помалкивали в первом ряду, словно предчувствуя, что именно им уготовлена роль главных героев, а скорее антигероев дня. Так и получилось.

Вскоре все внимание зала переключилось на участковых. Тут-то они и услышали «всю правду» о себе. Мы не знаем наших участковых, их служба не только «на первый взгляд как будто не видна», но и на второй и на третий, таков был лейтмотив большинства выступлений.

Невольно подумалось, а что в этом плохого? Если житель не имел повода познакомиться со своим участковым, значит на территории спокойствие и порядок. Милиция и должна работать незаметно, не мозолить лишний раз глаза людям, зато эффективно. Кстати, тот факт, что на широко разрекламированную встречу озаботились придти всего несколько десятков человек тоже можно трактовать в пользу правоохранителей. К тому же публичность порой выходит участковому боком. Он становится объектом назойливого внимания, личных симпатий и антипатий своих подопечных, заложником их взаимоотношений.

Свидетельство тому жаркая дискуссия, разгоревшаяся в зале между жителями Дома на набережной, по поводу местного участкового. Он попеременно становился то отрицательным персонажем авантюрного романа, с драками, погонями и заговорами, то примерным служителем закона. Удивительно, но в нынешнюю пору повальной милицефобии в зале не раз звучали слова благодарности участковым. С их помощью, к примеру, удалось восстановить порядок в сквере на улице Академика Петровского, выселить гастарбайтеров на Ленинском 7, пресечь несанкционированную торговлю в нескольких точка района...

Но проблем, по мнению участников встречи, все же больше, чем достижений. Так, жители Дома на набережной весьма неуютно чувствуют себя в окружении 56 ночных клубов, ресторанов и прочих шумных и разгульных заведений, угнездившихся на Стрелке. К тому же под боком Болотный сквер с его молодежной тусовкой. Схожие заботы у жителей домов 6-8 по Крымскому Валу. В здешнем дворе частенько гуляет художественный лицей, оставляя после себя пустую тару и шприцы. Общественники с ул. Ак. Петровского, 5 акцентируют внимание на упорядочивании выгула собак, а также добиваются, чтобы неэффективное видеонаблюдение заменили в их доме постом консъержа. Многие якиманцы жалуются на уличный вандализм. У нас ломают и двери, и домофоны, и въездные ворота.

Почти все выступавшие требовали усилить контроль за сдачей квартир в наем. К этому обязывает расположение зданий на правительственной трассе (например Б. Якиманка, 56). Своя «нехорошая квартира» есть почти в каждом доме. На 2-м Добрынинском пер. 4/9, жители не так давно выявили маленький такой притончик с веселыми девицами, а теперь просят участкового разобраться с другой подозрительной «двушкой». Дом 17 на Донской ул. плохо спит из-за пьяных гулянок квартирантов с 8-го этажа...

В общем, несмотря на бодрую статистику, району нашему едва ли в обозримом будущем светит полная и окончательная благодать. Те, кто «кое где у на с порой», едва ли будут обходить его стороной. Но очевидно и другое: Якиманка — не Кущевка. И это радует...

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru