В год 160-летия Третьяковской галереи родовое гнездо ее основателя по-прежнему в  полном забвении и запустении

Сегодняшняя Якиманка — район престижный. Здесь охотно селятся разные VIPы, а местная недвижимость в большой цене. Тут и там вырастают элитные жилые дома, офисные «билдинги», торговые центры, силящиеся перещеголять друг друга и фасадом, и начинкой. В общем, принарядившись и припомадившись с разной степенью вкуса, Якиманка выходит в высший свет. Вот только на этом параде тщеславия то и дело мелькают странные субъекты столь невзрачного вида, что их стараются либо спрятать за ширмами, либо вовсе не замечать.

Между тем эти дома-заморыши, словно стыдящиеся своего убожества зачастую и есть истинные хозяева Якиманки, ее заслуженные старожилы, хранители памяти и души. Они должны бы стать украшениями района, его туристическими достопримечательностями. Но... остаются бедными родственниками на светском рауте. Всеми забытые памятники истории годами и десятилетиями ждут помощи, ветшают, приходят в полный упадок, гибнут, как на нашей памяти погиб домик А.Н. Островского на Житной, или заменяются грубоватыми копиями-новоделами, как случилось со многими якиманскими зданиями.

Адресов забвения в наших краях немало. Из них, безусловно, главный — 1-й Голутвинский переулок, 16. Прямо напротив фешенебельного «Президент-Отеля», бок о бок с добротно отреставрированным храмом св. Николая в Голутвине притулилось невзрачное строение, по виду необитаемое. На кирпичном цоколе с облупленной штукатуркой и забитыми жестью окнами возвышается неухоженный деревянный верхний этаж, где в некоторый оконных рамах разбиты стекла. Ни мемориальной доски, ни памятной таблички...

Tretyak_home2Обычному прохожему и невдомек, что перед ним национальная реликвия — дом, в котором в 1832 году родился и где провел детство и юность Павел Михайлович Третьяков. Много ли в нашей истории найдется имен, которые во все времена и при всех режимах оценивались так однозначно и высоко. Крупному предпринимателю, первогильдейскому купцу даже советская власть поставила памятник. И никогда не покушалась на его имя в названии главной галереи отечественного искусства. В новой России, ка­залось бы, должен был утвердиться культ Третьякова. Увы, глядя на родовой дом подвижника, этого не скажешь.

Да и само здание, памятник старины глубокой, достойный куда большего уважения. Его построил Захар Елисеевич Третьяков, дед основателя галереи, поселившийся в Голутвинской слободе в 1795 году. Есть, впрочем, версия, что в 1812-м дом почти полностью сгорел и был возобновлен со старинного белокаменного фундамента. В каждом этаже имелось по десять комнат.

Сын Захара Третьякова Михаил, женившись на Александре Даниловне Борисовой, произвел на свет сыновей Павла и Сергея, дочерей Елизаве­ту, Софью и Надежду. Дружная патриархальная семья отличалась глубокой рели­гиозностью. Все ходили в соседний храм св. Николая Чудотворца в Голутвине. Михаил Захарович был приходским старостой. Дети получили добротное домашнее образование, Павла и Сергея с ранних лет приучали к купеческому делу. Они прошли все ступени постижения этой премудрости, начиная с должности «мальчика» в китайгородской лавке отца.

В свободное время Павел и Сергей гуляли по обширным третьяковским владениям, простиравшимся до Москвы-реки. В усадьбе был прекрасный сад, от которого сохранилось старое дерево, позади дома каретный сарай, домики садовника и дворника, а на речном берегу — склад сплавного леса и торговые бани.

Летом Павел и Сергей любили купаться в реке в компании замоскворецких мальчишек. В ней были и купеческие сыновья с Ордынки Антон и Коля Рубинштейны, будущие основатели Петербургской и Московской консерваторий.

В доме на 1-м Голутвинском формировалась личность Павла Третьякова. Наверное, именно здесь он впервые задумался о своем предназначении в жизни, которое впоследствии определил так: «Наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы тоже обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях...» Кредо свое Павел Михайлович реализовал сполна. Но стал ли для нас, потомков, примером?

Дом в Голутвинской слободе, в свое время тщательно отреставрированный с перекладкой деревянных конструкций, был передан Третьяковской галерее для устройства музея ее создателя. Прошли десятилетия. Третьяковка пышно справила свое 150-летие, в этом году готовится отметить и 160 лет, вовсю строит новые корпуса, организует богатые экспозиции. Родовой дом же ее основателя по-прежнему ветшает. Музея в нем как не было, так и нет. Столичные власти и общественность, похоже, также забыли этот адрес. И такая ситуация — позор всея Москвы!

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru