«Поэзия с торговлей рядом» - восхищался Москвой середины XIX века князь Петр Андреевич Вяземский, утверждая: «Разнообразье - красота...». Любопыт­но, что сказал бы стихотворец, окажись он в нашем времени.

Ему, наверное, бросилось бы в глаза: древняя столица и в веке XXI - Всероссийское Торжище. Оно предстает то в виде восточного базара - Черкизона, то в обличье европеизированного супермаркета. Но речь сейчас не о торговле, а о «поэзии», и о том, что ее убивает.

Издревле Москва, не отрекаясь от хлеба насущного и бойко торгуясь на рынке, жила все-таки не только этим, но и Большой идеей. Поэтому и стала столицей, собравшей вокруг великое государство. Она строила себя вначале как город-храм, земной образ Нового Иерусалима, как державный Третий Рим, затем - как святилище "самого совершенного общества в истории". В наше время идеологический пафос не в моде. Хотя официальный девиз дня звучит тоже не слабо - "Город для человека", впору начер­тать на московских знаменах - "Коммерция и потребление". Ибо человек ныне рассматривается де факто прежде всего как участник рынка» потребитель това­ров и услуг. Какая уж тут поэзия!

Коммерциализация городского пространства становится тотальной. Ярче всего, зримее, она проявляется в уличной рекламе. С начала 1990-х Москва, осо­бенно - центр, зарастает ею словно древние храмы майя непроходимыми джунгля­ми. Городские власти, правда, периодически делают "санитарные расчистки" в наиболее ответственных местах, пытаются законодательно регламентировать рекламу, ввести стихию в цивилизованное русло. Так, кинотеатр "Ударник", еще недавно сверху донизу упакованный в рекламные обертки, сбросил с себя одежды ярмарочного балагана и вновь обрел вид всемирно известного памятника архитектуры. От Казанской часовни на Б. Якиманке убрали заслонявший ее огромный рекламный щит. Аналогичная конструкция не маячит больше и перед храмом Св. Иоанна Воина. Грамотней и приличней стало содер­жание уличной рекламы. Когда хакеры, взломав компьютерную програм­му, запустили на экране над въездом в Серпуховской тоннель порнографически ролик - это было довольно быстро отслежено и пресечено. Но перлы поскромнее и сегодня встречаются на якиманских улицах. Вот, например, вывеска у торгового центра на Б. Полянке, 28 "Беременным - все от производителя".

Реклама способна украсить город. Она оживляет, к примеру, унылые брандмауэры домов на Б. Полянке и Б. Якиманке. На углу Мытной и проезда Апакова лишь рекламный щит скрашивает безотрадную скуку пустого газона и глухого торца электроподстанции. Неплохо также маскировать таким образом стройплощадки и пустыри, если, конечно, не брать за пример великую Китайс­кую рекламную стену вокруг Зарядья с пепелищем гостиницы "Россия". Иногда реклама способна даже скрадывать несовершенство архитектуры. Убери красочные декорации с супермаркета на другом углу Мытной и проезда Апакова, и миру вновь откроется голая серая бетонная коробка. Вообще же, нашему северному не избалованному солнцем городу многоцветье к лицу. Опять же, это в московской традиции. Вспомним слова Пушкина, писавшего: "Разнообразной и живой Москва пленяет пестротой".

Все однако хорошо в меру, А в современной Москве она, увы, нарушается сплошь и рядом. Пленительное разнообразие превращается в суетливое, назой­ливо-утомительное мелькание, сгущая и без того агрессивную атмосферу мега­полиса. И уличная реклама здесь на первых ролях. Порой она заслоняет сам город, меняет не только его облик, но и образ.

В советские времена, помнит­ся, всем мозолили глаза вознесенные на крыши зданий стандатрные лозунги типа: "Миру-мир!", " Слава КПСС!", "Коммунизм - надо знамя!" Сегодня, по­рой на тех же местах, выведенные аршинными буквами красуются названия компаний - китов мирового и отечественного капитализма. И это тоже идеология - сразу видно кто в доме хозяин.

На Калужской площади бренды крупнейших фирм сверху вниз взирают на бронзо­вых Ильича со товарищи, совсем потерявшихся на их фоне. Но выше всех вознесся, что вполне символично, знак самой престижной автомобильной марки мира. Знаменитая звездочка в кружочке на башне Дома на набережной оказалась выше звезд соседних кремлевских башен. Здание-символ советской мечты стало подножием символа "мечты капиталистической". Первоначально огромная кон­струкция еще и вращалась, беспокоя жильцов солнечными отблесками и противным скрипом, пока местная общественность не добилась-таки останов­ки этого "перпетум мобиле". Даже если отрешиться от неизбежных политико-идеологических ассоциаций, факт остается фактом - реклама исказила и облик и образ знаменитого памятника архитектуры и истории.

Подобное произошло и со зданием по соседству, на Б. Полянке 1/3, открывающем улицу. "Дом с беседкой", как называют его акиманцы, был построен в 1940 г. классиком советской архитектуры А. Мордвиновым и населен высокопо­ставленными жильцами. Он задумывался в качестве высотной доминанты Замоскворечья, отмечавшей начало формировавшейся тогда парадной магистрали на юго-запад. Чтобы подчеркнуть градостроительную роль здания, зодчий увенчал угловую башню изящной беседкой. С тех пор она прочно вписалась в силуэт истори­ческой Якиманки. Но... Теперь на вершину башни вспорхнула гигантская рекламная бабочка -эмблема сети ресторанов, почти заслонив своими крыльями беседку.

Характерная картинка современной Москвы - фасад здания полностью закрыт рекламным плакатом. Обычно так маскируют ремонтные леса. Вот только подобные одежды многие дома носят годами. Один из примеров - здание на Б. Полянке 9/12. В нем без малого век помещается типография первоначально Ю. Кирстена, а сейчас - военно-топографическая. Его импозантный фасад, созданный архитектором К. Михайловым, закрыт рекламой уже так давно, что успел подзабыться. Огромные рекламные щиты по-прежнему перекрывают эффектные виды на некоторые памятники зодчества. Не везет в этом отношении храму Успения Богородицы в Казачьей слободе (1697 г. постройки с колокольней конца ХVIII в.). При по­пытках сфотографировать его в лучших ракурсах в кадр неизменно попадают полуобнаженные красотки с рекламных щитов.

Как полноценный архитектурный образ все еще не восстановлен и кинотеатр "Ударник". Здание освободилось от большей части облеплявших его вывесок, но по-прежнему заслонено рекламными щитами со стороны М. Каменного моста. С другой же стороны, загораживая и вид на Кремль, посреди улицы Серафимовича высится циклопический экран - настоящий монумент Ее Величеству Рекламе.

Еще один пример - Голицынская больница - лучшее творение Матвея Казакова, архитектурная симфония русского классицизма. И явно фальшивая нота в ней - рекламный щит, водруженный на Ленинском проспекте у больничной ограды.

Ох уж эти рекламные щиты - неизменные герои штормовых предупреждений и сводок об ураганах! Как внять призывам не находиться рядом с ними в ветреную погоду, если они повсюду!

На Ленинском проспекте можно обнаружить и другие образчики нынешнего отношения к исторической среде города. На доме № 11, построенном после войны по проекту И. Жолтовского и удостоенном Сталинской премии, давно висит мемориальная доска Е.С. Варге. Этот венгерский революционер и советский академик, в честь которого в Москве названа улица, предсказал довоенную Вели­кую мировую депрессию и обосновывал неизбежность краха капитализма. Но сегодня мемориальная доска ему оказалась в плену обложившей ее со всех сторон рекламы модного бутика. Сходная, хотя и не столь вопиющая, ситуация с соседним домом № 7 по Ленинскому проспекту. Тут реклама опасно близко подобралась к мемориальной доске великому авиаконструктору П.О. Сухому. Еще немного и она проглотит и эту жертву.

Уличная реклама кажется вездесущей и всепроникающей. Скоро и тем, кто пытается бежать от нее, опустив очи долу, путь к спасению будет закрыт, набирает обороты "реклама на асфальте". То тут то там под ногами уже мелька­ют объявления самого разного свойства. Например, надпись "Ясновидящая" с указанием телефона встречает пешехода на подступах к нескольким станциям метро. И это лишь начало…

Ликвидировать уличную рекламу "как класс" невозможно и не нужно. Ее социальная и экономическая роль в современных условиях весьма значима. К тому же это серьезный бизнес, создающий рабочие места и наполняющий городскую казну немалым прибытком. Да и нашему суетливому глазу уже было бы скучно без привычного рекламного мельтешения. Важно лишь, чтобы Москва не превращалась в одно сплошное "Место для вашей рекламы" у нее все-таки судьба и образ Третьего Рима, а не Второго Вавилона.

Борис Арсеньев, Якиманка.ru