«Поэзия с торговлей рядом» - восхищался Москвой середины XIX века князь Петр Андреевич Вяземский, утверждая: «Разнообразье - красота...». Любопытно, что сказал бы стихотворец, окажись он в нашем времени.
Ему, наверное, бросилось бы в глаза: древняя столица и в веке XXI - Всероссийское Торжище. Оно предстает то в виде восточного базара - Черкизона, то в обличье европеизированного супермаркета. Но речь сейчас не о торговле, а о «поэзии», и о том, что ее убивает.
Издревле Москва, не отрекаясь от хлеба насущного и бойко торгуясь на рынке, жила все-таки не только этим, но и Большой идеей. Поэтому и стала столицей, собравшей вокруг великое государство. Она строила себя вначале как город-храм, земной образ Нового Иерусалима, как державный Третий Рим, затем - как святилище "самого совершенного общества в истории". В наше время идеологический пафос не в моде. Хотя официальный девиз дня звучит тоже не слабо - "Город для человека", впору начертать на московских знаменах - "Коммерция и потребление". Ибо человек ныне рассматривается де факто прежде всего как участник рынка» потребитель товаров и услуг. Какая уж тут поэзия!
Коммерциализация городского пространства становится тотальной. Ярче всего, зримее, она проявляется в уличной рекламе. С начала 1990-х Москва, особенно - центр, зарастает ею словно древние храмы майя непроходимыми джунглями. Городские власти, правда, периодически делают "санитарные расчистки" в наиболее ответственных местах, пытаются законодательно регламентировать рекламу, ввести стихию в цивилизованное русло. Так, кинотеатр "Ударник", еще недавно сверху донизу упакованный в рекламные обертки, сбросил с себя одежды ярмарочного балагана и вновь обрел вид всемирно известного памятника архитектуры. От Казанской часовни на Б. Якиманке убрали заслонявший ее огромный рекламный щит. Аналогичная конструкция не маячит больше и перед храмом Св. Иоанна Воина. Грамотней и приличней стало содержание уличной рекламы. Когда хакеры, взломав компьютерную программу, запустили на экране над въездом в Серпуховской тоннель порнографически ролик - это было довольно быстро отслежено и пресечено. Но перлы поскромнее и сегодня встречаются на якиманских улицах. Вот, например, вывеска у торгового центра на Б. Полянке, 28 "Беременным - все от производителя".
Реклама способна украсить город. Она оживляет, к примеру, унылые брандмауэры домов на Б. Полянке и Б. Якиманке. На углу Мытной и проезда Апакова лишь рекламный щит скрашивает безотрадную скуку пустого газона и глухого торца электроподстанции. Неплохо также маскировать таким образом стройплощадки и пустыри, если, конечно, не брать за пример великую Китайскую рекламную стену вокруг Зарядья с пепелищем гостиницы "Россия". Иногда реклама способна даже скрадывать несовершенство архитектуры. Убери красочные декорации с супермаркета на другом углу Мытной и проезда Апакова, и миру вновь откроется голая серая бетонная коробка. Вообще же, нашему северному не избалованному солнцем городу многоцветье к лицу. Опять же, это в московской традиции. Вспомним слова Пушкина, писавшего: "Разнообразной и живой Москва пленяет пестротой".
Все однако хорошо в меру, А в современной Москве она, увы, нарушается сплошь и рядом. Пленительное разнообразие превращается в суетливое, назойливо-утомительное мелькание, сгущая и без того агрессивную атмосферу мегаполиса. И уличная реклама здесь на первых ролях. Порой она заслоняет сам город, меняет не только его облик, но и образ.
В советские времена, помнится, всем мозолили глаза вознесенные на крыши зданий стандатрные лозунги типа: "Миру-мир!", " Слава КПСС!", "Коммунизм - надо знамя!" Сегодня, порой на тех же местах, выведенные аршинными буквами красуются названия компаний - китов мирового и отечественного капитализма. И это тоже идеология - сразу видно кто в доме хозяин.
На Калужской площади бренды крупнейших фирм сверху вниз взирают на бронзовых Ильича со товарищи, совсем потерявшихся на их фоне. Но выше всех вознесся, что вполне символично, знак самой престижной автомобильной марки мира. Знаменитая звездочка в кружочке на башне Дома на набережной оказалась выше звезд соседних кремлевских башен. Здание-символ советской мечты стало подножием символа "мечты капиталистической". Первоначально огромная конструкция еще и вращалась, беспокоя жильцов солнечными отблесками и противным скрипом, пока местная общественность не добилась-таки остановки этого "перпетум мобиле". Даже если отрешиться от неизбежных политико-идеологических ассоциаций, факт остается фактом - реклама исказила и облик и образ знаменитого памятника архитектуры и истории.
Подобное произошло и со зданием по соседству, на Б. Полянке 1/3, открывающем улицу. "Дом с беседкой", как называют его акиманцы, был построен в 1940 г. классиком советской архитектуры А. Мордвиновым и населен высокопоставленными жильцами. Он задумывался в качестве высотной доминанты Замоскворечья, отмечавшей начало формировавшейся тогда парадной магистрали на юго-запад. Чтобы подчеркнуть градостроительную роль здания, зодчий увенчал угловую башню изящной беседкой. С тех пор она прочно вписалась в силуэт исторической Якиманки. Но... Теперь на вершину башни вспорхнула гигантская рекламная бабочка -эмблема сети ресторанов, почти заслонив своими крыльями беседку.
Характерная картинка современной Москвы - фасад здания полностью закрыт рекламным плакатом. Обычно так маскируют ремонтные леса. Вот только подобные одежды многие дома носят годами. Один из примеров - здание на Б. Полянке 9/12. В нем без малого век помещается типография первоначально Ю. Кирстена, а сейчас - военно-топографическая. Его импозантный фасад, созданный архитектором К. Михайловым, закрыт рекламой уже так давно, что успел подзабыться. Огромные рекламные щиты по-прежнему перекрывают эффектные виды на некоторые памятники зодчества. Не везет в этом отношении храму Успения Богородицы в Казачьей слободе (1697 г. постройки с колокольней конца ХVIII в.). При попытках сфотографировать его в лучших ракурсах в кадр неизменно попадают полуобнаженные красотки с рекламных щитов.
Как полноценный архитектурный образ все еще не восстановлен и кинотеатр "Ударник". Здание освободилось от большей части облеплявших его вывесок, но по-прежнему заслонено рекламными щитами со стороны М. Каменного моста. С другой же стороны, загораживая и вид на Кремль, посреди улицы Серафимовича высится циклопический экран - настоящий монумент Ее Величеству Рекламе.
Еще один пример - Голицынская больница - лучшее творение Матвея Казакова, архитектурная симфония русского классицизма. И явно фальшивая нота в ней - рекламный щит, водруженный на Ленинском проспекте у больничной ограды.
Ох уж эти рекламные щиты - неизменные герои штормовых предупреждений и сводок об ураганах! Как внять призывам не находиться рядом с ними в ветреную погоду, если они повсюду!
На Ленинском проспекте можно обнаружить и другие образчики нынешнего отношения к исторической среде города. На доме № 11, построенном после войны по проекту И. Жолтовского и удостоенном Сталинской премии, давно висит мемориальная доска Е.С. Варге. Этот венгерский революционер и советский академик, в честь которого в Москве названа улица, предсказал довоенную Великую мировую депрессию и обосновывал неизбежность краха капитализма. Но сегодня мемориальная доска ему оказалась в плену обложившей ее со всех сторон рекламы модного бутика. Сходная, хотя и не столь вопиющая, ситуация с соседним домом № 7 по Ленинскому проспекту. Тут реклама опасно близко подобралась к мемориальной доске великому авиаконструктору П.О. Сухому. Еще немного и она проглотит и эту жертву.
Уличная реклама кажется вездесущей и всепроникающей. Скоро и тем, кто пытается бежать от нее, опустив очи долу, путь к спасению будет закрыт, набирает обороты "реклама на асфальте". То тут то там под ногами уже мелькают объявления самого разного свойства. Например, надпись "Ясновидящая" с указанием телефона встречает пешехода на подступах к нескольким станциям метро. И это лишь начало…
Ликвидировать уличную рекламу "как класс" невозможно и не нужно. Ее социальная и экономическая роль в современных условиях весьма значима. К тому же это серьезный бизнес, создающий рабочие места и наполняющий городскую казну немалым прибытком. Да и нашему суетливому глазу уже было бы скучно без привычного рекламного мельтешения. Важно лишь, чтобы Москва не превращалась в одно сплошное "Место для вашей рекламы" у нее все-таки судьба и образ Третьего Рима, а не Второго Вавилона.
Борис Арсеньев, Якиманка.ru