На Олимпе столичной власти меняются фигуры, а жизнь московская остается, как и прежде, непредсказуемой.

Горожанину, особенно, жителю центра, уставшему от непрерывных перемен и тоскующему по стабильности и покою, приходится только гадать о будущем своего дома, своего района. От противоречивых веяний голова может пойти кругом. С одной стороны сам мэр Собянин заявляет о намерении московской власти «максимально ограничить, фактически запретить новое строительство в центре города». С другой, появляются будоражащие сообщения подобное тому, что недавно опубликовано на нашем сайте. Речь шла о масштабном проекте коммерческой застройки квартала площадью 3 га между 1-м и 2-м Спасоналивковскими переулками.

Казалось бы, слова первых лиц весят куда больше. Однако, не все так просто. Вспомним, хотя бы, как присягала уже новая городская власть на верность историко-архитектурному наследию Москвы! Но только на Якиманке с тех пор снесено два старинных здания и еще ряд находится под угрозой. Не получится ли так и с проектом нового строительства в Спасоналивковских переулках?

Затевать его в самом сердце Якиманки, да еще в таких масштабах, — затея безумная. Плотность застройки здесь огромная. Нагрузка на транспортную инфраструктуру колоссальная. Большая Полянка уже не прежняя спокойная улица. А 1-й Спасоналивковский — уже не тихий переулок. Машины в час пик едут сплошными потоками, мест для парковки практически нет. Строительство жилого комплекса многократно усугубит проблему. А жизненное пространство окрестных жителей сузится запредельно. Но окончательный слом привычного городского быта лишь часть беды. Бесцеремонное вторжение застройщика грозит нарушить целостность давно сложившегося квартала, у которого богатое многовековое прошлое.

Когда-то это была легендарная слобода Наливки, где жили иноземные наемные воины московских государей. В XVII веке здесь поселили стрельцов. С 1645 года известна здешняя деревянная церковь Спаса в Наливках, в камне возведенная в 1738 году и снесенная в советское время. Памятью о ней осталась ограда на углу Казанского и 1-го Спасоналивковского переулков и подпорная стенка площадки во дворе дома 17/1, сложенные из древних, кое-где украшенных орнаментом, камней разрушенной святыни и ее кладбища.

Сам жилой комплекс 1930-х годов, бывший кооператив «Замоскворецкий рабочий» — интересный образчик конструктивизма с богатой советской биографией, в которой есть сюжеты и о создании всенародно известной фронтовой песни «Землянка», и о судьбе легендарного разведчика Конона Молодого — прототипа главного героя культового фильма «Мертвый сезон». Во 2-й Спасоналивковский выходит дом 10 1960-х годов, заново возведенный особнячок (д. 8), связанный с именем Л. Троцкого, корпус «Ростелекома» (д. 6) и еще один домик XIX века (д. 4).

Внушительное здание, выходящее фасадами сразу на Большую Полянку, 1 и 2-й Спасоналивковские переулки (д. 44/1/2), построенный в 1914 году арх. Г.А. Гельрихом для купца Мельникова, интересно не только благородным неоклассическим обликом. На его месте когда-то стоял особнячок, где доживал свои дни знаменитый живописец Тропинин. А в самом доме 44, в кв. Л.А. и Н.К. Бруни в советские годы собирался цвет московской интеллигенции — Ахматова и Мандельштам, Нейгауз и Юдина, Фаворский и Осмеркин… В глубине квартала прячется еще и особняк XIX века, недавно перестроенный под бизнес-центр.

Даже на такой беглый взгляд культурно-историческая насыщенность территории подстать плотности застройки. Серьезные сносы здесь недопустимы. Есть, правда, сравнительно небольшая площадка во дворе «Ростелекома», но втиснуть сюда жилой комплекс площадью 60 тыс. кв. м. проблематично.

О недопустимости крупного строительства на Якиманке говорит и весь опыт последних лет. Огромные комплексы «Коперник», «Онегинъ», «Добрыня», «Имперский дом», отнюдь не улучшившие среду обитания в районе, стоят полупустые. И так по всему центру Москвы. Наконец, и городская власть признала на словах этот давно очевидный факт, но признает ли она его на деле можно будет судить по судьбе строительных проектов подобных тому, о котором рассказано выше.

Сегодня московский центр — зона непримиримого конфликта разных начал, подходов и мировоззрений. Для кого-то это лишь территория коммерческого освоения, квадратные метры и гектары «золотой» недвижимости. Остальное эфемерно и серьезного значения не имеет. Но есть еще и те, для кого старая Москва — пространство сакральное, одушевленное, полное глубоких исторических и личных воспоминаний, тонких смыслов. Короче — Родина.

Эта почва стремительно размывается, уходит из-под ног. От того, удержимся ли мы на последних плацдармах, зависит сохранение нашей исторической и культурной идентичности, самих себя.

Борис Арсеньев, Якиманка.ру