Семь раз отмерь — один раз отрежь. В сегодняшней Москве порой поступают ровно наоборот, сначала берутся за ножницы, а потом уже составляют выкройку. Яркая иллюстрация тому – одна их самых масштабных и резонансных общегородских компаний последнего времени, официально именуемая упорядочением мелкорозничной уличной торговли, а в народе окрещенная войной с ларьками и палатками.

Ее заявленные цели, казалось бы, совпадали с настроениями многих москвичей, разочарованных в прелестях «свободного рынка», и со стратегическими интересами города в развитии малого и среднего бизнеса на цивилизованных началах. Властям оставалось разработать план операции, гласно обсудить его со всеми заинтересованными сторонами и методично, постоянно корректируя, выполнять.

Что вышло на деле, помнят все. Сначала, как гром среди ясного неба, ново назначенный мэр С. Собянин во время одного из первых объездов города публично возмутился засильем лоточно-палаточных трущоб и объявил им решительный бой. Слова, весомо подкрепленные показательными увольнениями ряда должностных лиц, были восприняты как сигнал к немедленному действию.

Вся чиновничья рать бросилась сломя голову в атаку без разведки, плана и четкой цели. Кампания развивалась по классическому российскому сценарию. Лет рубят – щепки летят так можно озаглавить ее начальный этап. Привычный пейзаж московских улиц и площадей почти в одночасье изменился. Закрылось большинство лотков и палаток. На Якиманке, к примеру, администрация сначала нацелилась аж на 80-процентное сокращение объектов мелкой розницы. В первые дни уличная торговля в районе практически замерла. И так по всей Москве. Кому-то героический настрой властей понравился, но очень многих привел в растерянность. Рядовой покупатель метался по улицам, не находя привычных точек и пополняя тут же выросшие очереди в стационарных магазинах, палаточный продавец готовился к участи безработного, а мелкий бизнесмен к банкротству. Возникла неразбериха и в правовой области.

Упорядочение обернулось на первых порах беспорядком. Властям пришлось дать отмашку, открыв тем самым второй столь же традиционный этап кампании – «исправление перегибов». Так, району Якиманка было предписано ограничиться сокращением лотков и палаток лишь на 21 процент. Многие точки вновь открылись, хотя и не на прежних местах. Другие же исчезли безвозвратно.

Что касается смысла преобразований, то он остался неясным. Если палатки убирают ради удобства пешеходов и транспорта, как было объявлено сначала, то почему бойкая торговля в узких подземных переходах остается в неприкосновенности? Забота об эстетике городской среды на поверку также оказывается доводом не убедительным. Бытует еще и версия, что новое столичное руководство решило таким образом разрубить гордиев узел коррупционных связей бизнесменов и чиновников, злые языки добавляют – чтобы выстроить собственную систему неформальных отношений. А кто-то увидел в происходящем «маленькую победоносную войну» с помощью, которой новая команда будто бы рассчитывала утвердиться во власти.

Лишь когда было наломано уже немало дров, наверху озаботились составлением чертежей нового порядка, планов его внедрения. Зыбкие контуры будущего проступали постепенно. Информацию на этот счет якиманцы получали на регулярных встречах с руководством управы и из районных СМИ. Не всегда правда она была полной и точной. Дела не спешили за словами. Так было давно и многократно обещано изгнание торговли пивом с якиманских улиц, но она благополучно процветает. А некоторые хлебобулочные палатки, убранные в первые дни кампании, назад так и не вернулись.

И вот наступило время собирать камни. В соответствии с принципами, выработанными на городском уровне с учетом мнений местных жителей, в кулуарах районной управы была составлена схема дислокации объектов мелкорозничной торговли. Zony_torgovliЭпопея вошла в третий этап. Документ опубликовали в районной газете, согласовали с депутатами, обговорили на встречах с жителями, была задействована и горячая линия с префектурой ЦАО. В результате на свет появился дополненный вариант схемы дислокации, который и представлен на нашем сайте, он несколько проясняет общую картину. В целом, документом закрепляется нынешний статус-кво. Это определенно стабилизирует ситуацию. Среди приятных сюрпризов появление, наконец, палаточной торговли хозтоварами, о которой много лет мечтают жители. Правда, палатка предусмотрена в единственном числе, на самом отшибе района – на Мытной, 46. Учтено также желание жителей сохранить точки на Крымском валу 4-6.

Дополненный и обсужденный на разных уровнях перечень все же оставляет ряд вопросов. Например, почему в дополнительном списке не указана специализация объектов, а в основном списке она в двух случаях определяется общим понятием «торговля»? Как понимать дислокацию нескольких торговых зон по одному адресу (на Б. Полянке, 28, их значится шесть?)? На сколько палаток и ларьков рассчитана каждая зона? Почему на весь район предусмотрен лишь один объект официально приоритетной хлебобулочной торговли? Почему обделены палатками и ларьками кварталы в Добрынинских переулках, вдоль Ордынки и Донской?

Но, пожалуй, самый актуальный сейчас вопрос, какова будет судьба существующих ныне объектов мелкой розницы, не значившиеся в перечне, а их не так мало. На углу 1-го и 4-го Добрынинских переулков недавно открылась палатка Овощи-фрукты, единственная торговая точка в этом отдаленном квартале Якиманки. Овощной тонар стоит на углу Шаболовки и Конного переулка. А изгиб Конного давно обжила продуктовая палатка. Хлебобулочными изделиями и продуктами торгуют в двух точках на углу Донской и Безымянного проезда.

Бойкое место напротив дома 58/2 по Б. Якиманке с недавних пор обживает газетный киоск. На Ленинском, 6 заманивает фаст-фудом общепитовская палатка. Легализуются ли эти точки или они лишь временные гости на якиманской земле.

Как бы то ни было, все когда-нибудь устаканивается, входит в свои берега, подчиняется определенному порядку. И вот уже палаточно-ларечная кампания готовится вступить в очередной этап. С 1 июля начнутся аукционы на размещение объектов в торговых зонах. Их репетиции намечено провести в двух районах ЦАО – Пресненском и Мещанском. Предполагается, что начальная цена места под солнцем составит 300тыс рублей. Так что уже в недалеком времени мы узнаем. Кто, пройдя все этапы, попадет в зоны, торговые, разумеется.