Много лет самой заметной деталью пейзажа для тех, кто ехал по главной магистрали района к Кремлю, было огромное рекламное панно, полностью закрывавшее дом не развилке Якиманского проезда и Б. Полянки. Приходилось лишь сокрушаться, что никто не видит оригинальный фасад здания – памятника промышленной архитектуры начала XX века.

У дома № 9 на Б. Полянке любопытная биография. В свое время германский подданный Ю-Т. Кирстен приобрел здесь дворянский особняк, перестроил его под типографию и сдал в аренду братьям Менертам. Предприимчивые саксонцы провели масштабную реконструкцию. В 1911-1912 гг. возводится солидный корпус с производственными помещениями в подвале, а также на трех нижних этажах и квартирами служащих на четвертом, верхнем. В 1913-м архитектор К. Михаилов надстраивает пятый этаж и окончательно оформляет фасад, украсив его уникальным балконом-беседкой в итальянском духе.

Типография дожила с дореволюционных времен до наших дней. Много лет она принадлежит военному ведомству, печатает карты, которые сейчас поступают и в гражданский обиход. В начале XXI в. под предлогом реставрации здание на Б. Полянке, 9 обнесли лесами и затянули сверху донизу рекламным плакатом, да так и оставили на долгие годы.

В 2011-м столичные власти объявили очередную кампанию борьбы с засильем рекламы. И вот однажды летом леса с дома на Полянке начали снимать, а панно свертывать к радости ревнителей исторической Москвы. Все ожидали, что освобожденный фасад предстанет отреставрированным, помолодевшим. А увидели нечто непотребное – закопченные грязные стены, полуразрушенный балкон-беседку, теперь страшно не только смотреть, но и ходить под ним. Победа над рекламой оказалась пирровой.

Но, оказалось, нет худа без добра: проблема обнажилась в буквальном смысле слова и появилась надежда, что неприглядное зрелище, открывшееся на правительственной трассе, заставит-таки принять срочные меры, хотя бы в рамках стартовавшей сейчас городской программы ремонта фасадов. Увы, вышло по-иному. Часть здания вновь завесили фальш-фасадом, а изуродованный балкон остался сиять фингалом на лице города...

 Судьбу дома 9 рисковал повторить его сосед по адресу Б. Полянка, 3/9. Это тоже памятник архитектуры. Один из первенцев крупноблочного домостроения был возведен в 1940-м по проекту зодчих-новаторов А. Бурдина и Б. Блохина. Его фасад облицован тонированной плиткой, создающей эффект бриллиантового руста наподобие Грановитой палаты. Недавно часть дома завесили, было, гигантской рекламой. К счастью, подоспело очередное указание мэра, и здание освободили из плена. Надолго ли?

Блестящая победа над рекламой, казалось бы, была одержана на Б. Полянке 1/3. Хрестоматийный памятник советского монументализма «Дом с башенкой» архитектора А. Мордвинова еще недавно смотрелся лишь как постамент для рекламных конструкций. Куда только ни жаловались местные жители, замученные неудобствами, за которые они не получили никаких компенсаций. Наконец, рекламу с крыши и башенки сняли. Но поле битвы до сих пор не прибрано: на продырявленной кровле все еще торчит ржавый остов рекламного панно, на фасаде осыпаются балконы...

Место еще одного сражения кампании было объявлено заранее – Дом на набережной. С 1990-х его ближайшую к Кремлю башню горделиво венчала эмблема одной из авторитетнейших в мире автомобильных марок. Изящная, стильная конструкция не соответствовала охранному статусу памятника, да и его архитектурно-историческому образу. Недовольны были и жители: гигантское металлическое кольцо с трехлучевой звездой отбрасывало в квартиры ослепляющие отсветы солнца, скрежетало, поворачиваясь на ветру. Московские власти приняли решение демонтировать многотонную махину, и долго думали, как это сделать и во сколько это выльется. Наконец, в ночь на 2 ноября 72-метровый кран сдернул шеститонный Мерседес с исторической крыши. И теперь кажется, что ей, вроде, и не хватает этого ставшего привычным символа нового времени.

Есть на якиманском фронте участок, где антирекламная кампания до недавнего времени терпела тяжелые поражения. Это Калужская площадь. Крупнейший градостроительный ансамбль эпохи «развитого социализма» на два десятилетия оказался под игом коммерческой рекламы. Она надменно смотрела с крыш и фасадов, выглядывала из-за углов. И вот в прошлом месяце колоссальный рекламный плакат, в который от подножия до самого верха был закутан дом над вестибюлем метро «Октябрьская-кольцевая», неожиданно сняли. Открылся грязный, не мытый и потому совсем не радующий взгляд фасад. Тоже, получается, пиррова победа.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru