Исторический центр Москвы становится все менее комфортным местом для пеших прогулок. Вереницами машин забиты все переулки и тротуары. Масштабный проект - пятикилометровая пешеходная зона - должен изменить ситуацию. Прежде всего, для туристов. Цепочка стеклянных галерей протянется от Нескучного сада до комплекса Москва-Сити. О ком заботятся городские власти - о туристах или о москвичах?
Новый проект столичных архитекторов похож на декорации реалити-шоу. За стекло в этот раз хотят поместить тысячи туристов и местных жителей, а вместе с ними сразу несколько московских улиц.
"Под Комсомольским проспектом, мы переходим на Кользунов переулок, проходим через сквер Девичьего поля и оказываемся на улице Плющиха", - говорит Светлана Степанова, архитектор, соавтор проекта.
Мэрия в очередной раз пытается сорганизовать гостей столицы и заставить их идти своим путём. Как минимум один подобный проект - "Золотое кольцо Москвы" - уже придумали. Правда, редкий турист дойдет и до средины этого пешеходного маршрута. По пути два десятка ресторанов, пара модных бутиков и несколько отстроенных заново достопримечательностей. Хотя архитекторы тогда создавали дорогу к Храму Христа спасителя. А теперь в новый маршрут включены места, где туристы могут с удовольствием оставить свои деньги, намеренно.
"Хорошие магазины, книжные развалы, какие-то культурные центры и молодежные",- говорит Юрий Платонов, член Российской академии архитектуры и строительных наук, главный архитектор Российской академии наук.
Воображению архитекторов и вправду нет границ. Путь мысли извилист. Дорога от Нескучного сада до делового центра "Москва-Сити" трижды пересекает Москву-реку. Даже звучит устрашающе: на пяти километрах пути собраны полтысячи памятников и 260 исторических зданий. Часть маршрута накроют стеклянным колпаком. Для околпаченных же туристов построят несколько подземных парковок.
"Если это будет такой бесконечный стеклянный тоннель, то я боюсь. Это может плохо работать", - говорит Барт Голдхоорн, шеф-редактор архитектурного журнала "Проект Россия", архитектор.
В Голландии, откуда родом архитектор Барт Голхоорн, это, может, и не работает. В Москве первые этажи жилых домов, попадающих в зону строительства, уже раскуплены. Еще не испеченный пирог пешеходного маршрута коммерсанты сегодня рвут на части.
"У каждого будет какой-то свой любимый кусочек: любимый мост, любимые старые улицы и все они будут составлять общую пешеходную тропу", - объясняет Ю.Платонов.
Иностранных архитекторов такой маршрут ставит в тупик. Хотя нравы своих соотечественников они, по определению, знают лучше, чем мэрия Москвы. Новый туристический маршрут даже для либеральных голландцев - чересчур.
"Пять километров - это уже достаточно много. Ну, если маршировать, как солдаты, это займет один час", - продолжает Б.Голдхоорн.
Амбиции проектировщиков завораживают. То, что в Италии строили почти тысячу лет, столичное правительство хочет сделать всего за пятилетку.
"В Болонье с XII века в сумме настроили 30 с лишним километров галерей. Но они не остеклены, разумеется, кто мог стеклить в XII или XV веке", - сказал Вячеслав Глазычев, член Общественной палаты РФ, профессор Московского архитектурного института.
Россия едва не догнала Европу в XVIII веке. Пётр I тоже строил галереи в Петербурге, правда не остеклял. Через два с лишним столетия московское правительство может ему за это отомстить. Причём во второй раз. Среди архитекторов появилась идея накрыть памятник Петру I на стрелке стеклянным куполом. Внутри же - разместить музей Зураба Церетели. Это можно было бы принять за дизайнерскую шутку. Однако на днях данный проект был признан лучшим на главной архитектурной выставке столицы.
Источник: "Вести-Москва"