Народную артистку России Ольгу Аросеву, отметившую вчера свой юбилей, можно по праву считать якиманским жителем: детство будущей актрисы прошло в знаменитом Доме на набережной. Она — дочь Александра Яковлевича Аросева (1880-1938) — члена партии с 1907 года, известного революционера, крупного советского дипломата и даровитого литератора, погибшего во время «чисток». Последние годы жизни А. Я. Аросев жил в Доме правительства на улице Серафимовича, 2

Ольга Александровна более полувека служит в Московском театре сатиры. Однако всенародную популярность ей принесло кино (фильмы Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники» ) и, конечно же, телевизионный «Кабачок "13 стульев».

Aroseva_OlgaУ Ольги Аросевой в Театре сатиры бывали разные времена: и насыщенные сезоны, и годы простоя. Не было ролей в театре — снималась в кино, озвучивала мультфильмы. И потому в ее творчестве не наступало губительных для театрального человека пауз. Она всегда была востребованной — от первого появления на сцене (когда вызвала шквал аплодисментов, изображая мычащую корову) и по сей день. Она играла королев и дворянских молодух, своенравных мамаш в русской комедийной классике и водительницу троллейбуса в кино, колючих неудачниц, страдающих от душевного разлада, и любящих глубоко и жертвенно.

Сама актриса считает, что роль ей удается лишь тогда, когда за ней стоит судьба и, по меньшей мере, яркий характер. А такие характеры ее сопровождали с детства. Например, папа  был артистичным человеком. В тесном кругу читал рассказы Зощенко и даже получил от Немировича-Данченко предложение сыграть во МХАТе Ленина, от чего с испугу отказался. Очень ценил книги, заставлял детей много читать, и, когда однажды Ольга Аросева положила раскрытую книгу буквами вниз, всегда добрый отец всерьез разозлился. «Человек думал над каждой строчкой, а ты протерла пол его мыслями», — кричал он, наказывая дочь. «Я похожа на него и цветом глаз, и характером, — вспоминала Ольга Александровна в беседе с корреспондентом «НИ». — Когда я его чем-то огорчала, он обращался ко мне, как к мальчишке: «Что ты сделал, подлец? Почему ты такой измазанный пришел?» Доктора признавали меня малокровной и прописали дополнительные сто граммов масла в день. Масляный кусочек отрезали мне на тарелку. Я при всех клала его на хлеб и уходила в свою комнату, а там тихонечко открывала окно и сбрасывала на наружный подоконник. Когда весной стали мыть окна и папа обнаружил целую горку масла, он схватил меня за шиворот, потащил к окну и кричал: «Хотят, чтобы не был малокровным! В стране — карточки! А он, мерзавец, мажет маслом подоконник!»

Не менее «острохарактерной» была мама, происходившая из польских дворян. Нрав ее проявлялся в том, что она боялась обидеть человека, особенно ниже себя по положению. К уборщице неизменно обращалась так: «Голубушка моя, вы не могли бы прийти к нам еще раз и вынести помойное ведро?» В 1937 году отец Аросевой был репрессирован, и снова — одно из ярких впечатлений того времени, о котором Ольга Аросева рассказала «НИ»: «Я помню свою школу в том же году: в коридорах стояли дети и плакали. Это означало, что их родителей ночью арестовали, а самих детей объявили детьми врагов народа. Моя старшая сестра Наташа к тому времени была уже комсомолкой. Как только папу забрали, ее заставили в школе публично отречься от отца, иначе выгнали бы из комсомола. Она плакала, но отреклась. А когда вернулась домой и обо всем рассказала, я кинулась на нее и избила. Однако Наташа не сопротивлялась».

Смелый характер и отличная память всегда отличали Ольгу Аросеву. Потому и «проблем с эпохой» никогда у нее не возникало: с юности знала, в какой стране и при каком режиме она живет. Но сквозь улыбку на сцене и невероятную органику появлялись эти точные интонации, когда в аросевских героинях из зарубежных пьес зрители видели прямой намек на советских чиновниц, жен бюрократов, подхалимок и прочих. Неожиданный эпизод был у актрисы и в спектакле «Горе от ума» Грибоедова. В сцене бала центральной фигурой становилась Хлестова-Аросева. Никакая она не старуха, а элегантная, кокетливая, полная жизни, с веселым вызовом обнародующая свой возраст: «Легко ли в шестьдесят пять лет тащиться мне к тебе, племянница?..» Сценические дамы Ольги Аросевой любят «изображать». Да так искусно порой — легко примешь за чистую монету…

Сегодня любимая роль Ольги Аросевой — Памела Кронки из спектакля «Как пришить старушку», который 15 лет при полных аншлагах идет в Театре сатиры. На первый взгляд ее героиня — бабушка божий одуванчик. Памела Кронки изымает неведомо из какого резерва мощные жизненные силы. Она смеется совсем не старческим смехом, устремляя на мошенников наивный взор, легко и радостно танцует с Солом. И ясно, что у нее еще жизнь впереди. Она играет лирическую комедию-сказку, иронизируя над причудами старушки и радуясь неистребимости жизни, которую возможно продлить по своему хотению.

Использованы материалы: «Новые Известия», Виктор Борзенко,  «Бульвар Гордона»,  Дмитрий Гордон