К ЮБИЛЕЮ А.В. БАТАЛОВА Быть лицом поколения – роль блестящая и опасная. Времена меняется, а с ними и кумиры. Лишь тем даровано оставаться современными, а значит молодыми, кто пронес в себе и воплотил черты непреходящего, глубинного, сущностного...

Алексей Баталов – из этой немногочисленной когорты. Сверстники сразу и безоговорочно признали его своим героем, в нем узнавало себя и следующее поколение. Да и нынешних, двадцатилетних, не обремененных ностальгией, живущих в другом мире, баталовские образы заставляют оглянуться на бегу, всмотреться пристальнее. И эта нить преемственности продолжается в будущее.

Алексею Баталову, кажется, на роду было написано стать артистом. Его родители играли в Московском художественном театре, семья жила здесь же, во дворе на Камергерском. Так что детство прошло буквально за великими кулисами. Затем была знаменитая Ордынка, 17, квартира литератора Ардова, за которого вышла замуж мать Алексея после развода с^отцом. Здесь собирался цвет московской интеллигенции, всегда толпились гости. На Ордынке обычно останавливалась, приезжая в Москву, Анна Ахматова. Как правило, она занимала комнатку Алексея Баталова. К ней заходили Б. Пастернак, М. Зощенко, Ф. Раневская,  Бродский...

В такой среде происходили становление и развитие личности Баталова. Впервые на театральные подмостки он вышел еще подростком в Бугульме, куда был эвакуирован с матерью во время войны. А в 1943-м снялся в первой, совсем крохотной, кинороли в фильме «Зоя» у режиссера Л. О. Арнштама. Впоследствии артист вспоминал, с каким удивлением смотрел на себя на экране «Ударника». Военные годы, ставшие для Алексея Владимировича, как и для всех его ровесников, временем раннего взросления, позднее найдут в его творчестве блестящее воплощение. А пока юноша поступает в школу-студию МХАТ, и по ее окончании – в труппу знаменитого театра.

Казалось бы, о чем еще можно мечтать молодому артисту! Но его все неудержимее затягивает другая стихия – кинематограф. И постепенно он весь уходит в нее. То было время переломное для «важнейшего из искусств». Отечественный киногерой, эпически-цельный и плакатно-однозначный, в годы «оттепели» словно сошел с пафосных котурнов и приблизился к зрителю так, что стало слышно биение живого сердца, ощутимо неровное дыхание... В плеяде этих новых лиц публика сразу заметила и оценила Алексея Баталова. Первые крупные роли он сыграл в фильмах И. Хейфеца «Большая семья» и «Дело Румянцева». Последний из них вышел на экраны в 1958 году и принес актеру громкую популярность в стране. Ну, а всему миру Баталов стал известен, снявшись в фильме М. Калатозова «Летят журавли», удостоенном Гран-при Каннского кинофестиваля и признанном классикой ХХ века. За роль физика Гусева в «Девяти днях одного года» Михаила Ромма артист получил Государственную премию СССР.

Для нескольких поколений кинозрителей образы, созданные Алексеем Баталовым, стали воплощением нравственного идеала времени. Киногерои артиста – тонко чувствующие, интеллигентные, в напряженных внутренних борениях ищущие истину и вместе с тем бескомпромиссные, исполненные сознания высшего долга и ради него готовые на самопожертвование, безусловно, оказали заметное влияние на общественное сознание рубежа 1950–1960 гг.

И в дальнейшем у Баталова почти не было проходных, незаметных ролей. Каждая воспринималась как явление знаковое. Артист снялся во многих фильмах: «Дама с собачкой», «Дорогой мой человек», «Живой труп», «Бег», «Звезда пленительного счастья» и др. Одна из последних больших киноролей Баталова в картине «Москва слезам не верит», удостоенной Оскара, вновь напомнила о его таланте публике во всем мире. Алексей Владимирович успешно пробовал себя и в режиссуре. Его самый известный фильм «Три толстяка» по сказке Юрия Олеши для многих – одно из ярких впечатлений детства. Баталов уже много лет преподает во ВГИКе. Он автор книг «Судьба и ремесло», «Диалоги в антракте». Не все знают, что уже не первое десятилетие знаменитый актер много сил и времени отдает помощи нуждающимся и больным людям. Он возглавляет Попечительский совет Марфо-Мариинского благотворительного общества.

С Якиманкой, Замоскворечьем Алексей Владимирович связан едва ли не всей жизнью. Уже упоминались некоторые адреса его биографии – Б. Ордынка, 17, кинотеатр «Ударник». Были и другие – Дом работников кинематографа на Б. Полянке, 26, писательский дом в Лаврушинском переулке... Якиманские реалии мелькают и в классическом фильме «Летят журавли», где Баталов сыграл свою лучшую роль, – свидание героев происходит на Крымском мосту. И еще – вот уже много лет Алексей Владимирович живет в нашем раоне, в известном всем Доме на набережной, почти там же, где когда-то впервые увидел себя на огромном экране «Ударника».

Борис Арсеньев, газета "ЯКИМАНКА", ноябрь 2008 г.