Общая протяженность улиц и магистралей столицы – более 4500 км. Вроде бы внушительная цифра, да только москвичам не хватает...

Под землей...

Пробки - это, безусловно, плохо. Однако москвичи к ним как-то привыкли уже и считают чем-то обыденным. Вместе с тем решение проблемы не только элементарно «лежит на поверхности», но и стучит колесами в подземных тоннелях.

На днях на схеме московского метро появились две новые станции - «Достоевская» и «Марьина Роща». В ближайшие три года планируется построить еще семь новых станций, при этом некоторые линии «вытянутся». Так, Люблинская линия (которая станет Люблинско-Дмитровской) будет начинаться на севере - от «Трубной», пройдет через «Марьину Рощу» и продлится до станции «Лихоборы». Кроме того, она соединится с серой веткой на «Петровско-Разумовской», а на юге через Борисово и Зябликово сомкнется с Замоскворецкой линией на «Красногвардейской».

Калининская ветка должна стать Калининско-Солнцевской. На востоке она выйдет за МКАД, в Новокосино, и повернет на юг - в Кожухово. А на западе - от «Третьяковской» через самый центр, Волхонку, выйдет на «Парк Победы» и поддержит Арбатско-Покровскую линию, которой стало тяжело справляться с возросшим пассажиропотоком. Сейчас Арбатско-Покровская линия уже вышла в Митино. Кроме того, в планах метростроителей сооружение 25 километров линий легкого метро до Зеленограда.

Кроме того скоро появится новый «пересадочный контур» - отдельная линия. Это будет полукольцо длиной 11 км, которое пройдет от «Международной» до «Савеловской» через «Ходынское поле», «Полежаевскую» и «Динамо». На юге Бутовская линия легкого метро соединится с Калужско-Рижской. Вероятно, когда-нибудь эта ветка станет кольцевой. На существующих линиях откроются новые станции. Например, станция «Жулебино» (следующая за «Выхино»), за «Красногвардейской» - «Братеево». Между «Щукинской» и «Тушинской» появится станция «Спартак». В целом протяженность метрополитена удлинится почти вдвое. Основные работы планируется начать в 2012 году.

Уже существует карта развития метро до 2100 года. В распоряжении наших праправнуков будет около 500 станций. Помимо нынешней Кольцевой линии (дополненной новыми станциями) появится еще одна, которая пройдет через станции «Текстильщики», «Измайловский парк», «Черкизовская», «Ботанический сад», «Войковская», «Октябрьское поле», «Проспект Вернадского» и другие. Кроме того, проложат еще целый ряд новых веток. Метро выйдет за пределы МКАД далеко в область. В частности, должны открыться станции в Химках, Люберцах, Балашихе и других городах.

Впрочем, развитие столичного метро будет происходить и в более близкой перспективе. В частности, с 2011 года планируется начать массовое производство поездов новой серии. Они будут иметь не сдвоенную структуру, а классический 20-метровый вагон, который оснастят кондиционерами и дверями прислонно-сдвижного типа.

... и на земле

Но не только «подземка» призвана спасти город от транспортного коллапса. На Западе (на опыт которого мы так любим ссылаться) давно поняли, что одно только грамотное управление дорожным ресурсом с применением современных технологий (даже без масштабного дорожного строительства) способно дать заметный положительный эффект. Для решения этой серьезнейшей задачи столица «движется» в нескольких направлениях.

Первое направление - перевод ряда московских улиц на одностороннее движение. Этот процесс начался еще в 2004 году. Результат - резкое снижение числа «лобовых аварий» и ДТП с человеческими жертвами. При этом пропускная способность таких трасс увеличилась на 15 - 20%. Планируется, что до конца 2010 года одностороннее движение будет введено еще на 100 центральных улицах.

Второе направление - создание выделенных полос для движения общественного транспорта. В июле прошлого года было организовано движение маршрутных автобусов по выделенной полосе на участке Волоколамского шоссе от МКАД до станции метро «Тушинская». Система доказала свою эффективность, и теперь такие специальные полосы будут вводиться планомерно и на других магистралях. В частности, в этом году планируется их организовать на проспекте Андропова - от метро «Коломенская» до пересечения с Каширским шоссе, на Щелковском шоссе - от улицы Хабаровской до Халтуринской. На очереди - Ленинградский проспект, Ярославское шоссе, Севастопольский проспект, Липецкая улица.

Пожалуй, самое интересное направление - это создание интеллектуальной транспортной системы: комплекса взаимоувязанных автоматизированных систем, решающих задачи управления дорожным движением, мониторинга и управления работой всех видов транспорта в реальном времени.

Возникают вопросы - насколько трудно создать подобную систему, сколько времени и денег на это потребуется? Оказывается, что всего 2 - 3 года! Дело в том, что основные модули системы уже отлажены и успешно работают. Совершенно новое качество даст объединение их в единую систему. Эффект же будет колоссальный: предположительно на 52% снизится количество ДТП на дорогах, на 20% сократится среднее время поездки, на 35% увеличится средняя скорость общественного транспорта, но главное - на 20% уменьшится число людей, погибших в результате аварий. Стоимость всех работ - около 22 млрд рублей.

ЭТО ЛЮБОПЫТНО

- Общая протяженность улиц и магистралей столицы – более 4500 км.

- В настоящий момент в Москве 490 мостов, в то время как в 1917 году их было всего 48: 10 – над Москвой-рекой, 14 – над Яузой, 5 - над Водоотводным каналом, 19 – через притоки Яузы и Москвы-реки.

- Каждый день на улицы мегаполиса выходят 5500 автобусов, 1600 троллейбусов, более 850 трамваев. Общее количество их маршрутов – 1250.

- Трамвай на конной тяге («конка») начал ходить в Москве в 1872 году.

- Электрический трамвай был пущен в 1899 году. Москва стала шестым трамвайным городом Российской империи.

- Первый троллейбус вышел на улицы столицы в 1933 году. Москва была первым городом в СССР, где был пущен троллейбус.

- Регулярное автобусное движение открылось в 1924 году.

- Московский метрополитен начал свою работу в 1935 году.

- Первый автомобиль появился в Москве в 1898 году.

- Каждые полчаса в автосалонах города продается 1 новый автомобиль.

- За год через Лефортовский тоннель проезжает 50 млн машин – столько авто в год продается во всем мире.

А как на Западе

Во всех мегаполисах мира существует своя стратегия «кнута и пряника», стимулирующая жителей пользоваться общественным транспортом хотя бы в отдельных случаях. На Западе налог на вторую (а тем более третью или четвертую) машину в семье - отнюдь не формальный. В центр Лондона, например, частный автомобиль может въехать только за вполне солидную плату. В Джакарте в определенные часы водитель личной автомашины, который едет в одиночестве, рискует заплатить крупный штраф - и никого это не возмущает. По всей Европе, если водитель не пропустит пешехода или припаркуется на «зебре», он будет ощутимо наказан местным «рублем». У нас ничего подобного нет, а вот передвигаться по центру Москвы в автомобиле размером с пол-автобуса или поставить машину на газон - это в порядке вещей. У нас наказание за подобные поступки, к сожалению, относятся к «непопулярным мерам». А ездить в общественном транспорте считается по-прежнему «непрестижно».

Источник: "Московская перспектива", Людмила Стрельцова