14 февраля на заседании общественного градостроительного совета депутат городской думы Михаил Москвин-Тарханов предложил навести порядок в московской топонимике.

По мнению депутата, следует переименовать "многочисленные Магистральные, Силикатные и тому подобные улицы" на городской периферии. Заодно было предложено разобраться с "несправедливостью" в отношении Пушкина, Чехова и других великих людей, чьи имена исчезли с карты Москвы при возвращении центральным улицам исторических названий. Идея была поддержана главным архитектором Москвы Александром Кузьминым. Мэр Юрий Лужков тоже согласился, что названия улиц нужно менять, но призвал к более тщательному рассмотрению этого вопроса.
Действительно, городская топонимика - не та проблема, которую стоит решать кавалерийским наскоком. С одной стороны, шестнадцать Парковых улиц в Измайлове - явное излишество, как и упомянутые Москвиным-Тархановым несколько Магистральных и Силикатных.
Однако "неблагозвучность" - предмет, требующий экспертиз и социологических исследований. Скажем, Скотопрогонная улица - очевидный кандидат на переименование, но как тогда быть с отражением истории города в названиях? Ведь улица эта изначально была пробита как полоса для прогона скота на вновь построенные в 1805 году в Калитниках городские бойни. То же и с тяжеловесными на слух, но отражающими особенности местности Локомотивным и Электролитным проездами, улицей Газопровод.
Подбор новых имен для улиц - также задача нетривиальная. Даже сам Михаил Москвин-Тарханов, перечисляя имена, которые неплохо бы вернуть на карту, вслед за Чеховым упомянул весьма неоднозначную фамилию Кропоткина. Вокруг этой кандидатуры наверняка разгорится спор: на недавнем заседании общественного комитета "Возвращение", который занимается вопросами топонимики в масштабах всей страны, Петра Кропоткина недвусмысленно назвали "террористом".
- Есть два принципа именования улиц, - рассказал Михаил Москвин-Тарханов. - Исконно московский - по истории этого места, и парижский, культурологический: на улицах Парижа собраны фамилии всех великих людей. К примеру, в новом центре Москвы, в Москва-Сити, я хотел бы видеть очаг культурологического именования. Вы бы предпочли купить квартиру в Магистральном тупике или на Пушкинской улице? Кропоткин тоже достоин собственной улицы: князь из рода Рюриковичей, ученый, открывший три периода оледенения. А что до его помешательства в зрелом возрасте - так это вполне русская традиция.
Между тем неосторожно выбранные топонимы могут стать поводом для конфликтов. Достаточно вспомнить, как в августе 2004 года московское отделение партии "Яблоко" протестовало против присвоения одной из улиц Южного Бутова имени чеченского лидера Ахмада Кадырова.
Источник: "Московские новости"