ГОЛОВАНОВ Александр Евгеньевич (1904–1975)

Биография главного маршала авиации А.Е. Голованова во многом необычна. Родился в Нижнем Новгороде, уже в 15 лет попал добровольцем на Гражданскую войну. Сражался в Красной Армии разведчиком 59-го стрелкового полка. Вскоре был демобилизован, вернулся домой, работал, учился. С 1925 г. Голованов вновь на службе, на сей раз в органах, ОГПУ. Здесь, по собственным словам, он получил «жизненную закалку». Быть бы ему чекистом и впредь, разоблачать «врагов народа» и «агентов империализма», подлинных и мнимых, но и его зара­зила тогдашняя всеобщая болезнь – авиация. Голованов поступает в аэроклуб, а в 1932-м оканчивает летную школу при ЦАГИ.

Новоиспеченный летчик работает в Гражданском воздушном флоте. С 1938-го он шеф-пилот Аэрофлота. Повальные политические «чистки» тех лет не обошли стороной и Голованова. Он чудом избежал ареста, был исключен из партии, потерял работу, жил с семьей буквально впроголодь – на буханку хлеба в неделю.

К счастью, гроза прошла быстро. Он вновь при любимом деле. В 1939–1940 гг. участвует в боевых действиях против японцев на Халхин-Голе, затем в Финской кампании. В феврале 1941-го Голованова назначают командиром 212-го полка бомбардировщиков дальнего действия. В планах будущей войны дальней авиации отводилась важная роль – сокрушить тыл противника, прервать коммуникации и тем обеспечить победоносное наступление Красной Армии. Вышло, однако, не по плану. С первых дней враг завоевал господство в воздухе. Наши тихоходы-бомбардировщики становились легкой добычей истребителей врага и их зенитной артиллерии. Пришлось переходить к действиям, главным образом, ночью и в облачности. Тем не менее советская дальняя авиация наносила тяжелые удары и по наступавшим войскам вермахта, и по объектам глубокого тыла. На эти опаснейшие задания вылетал вместе со своим полком и А. Голованов. В августе 1941 г. он назначается командиром 81-й дивизии бомбардировщиков дальнего действия, сменив на должности прославленного полярного летчика и будущего соседа по московскому дому 2 на ул. Серафимовича М.В. Водопьянова. Летчики элитного соединения на самолетах ТУ-4 и ПЕ-8 бомбят «логово зверя – Берлин, Кенигсберг, Данциг, сбрасывают бомбы на румынские нефтепромыслы в Плоешти... И опять за штурвалом пилота – Голованов.

Командир дивизии, выполнявший особые задания Ставки оказался вхож в самый высокий кремлевский кабинет и вскоре стал его завсегдатаем. Сталин явно благоволил Голованову. Вождю импонировали профессиональная компетентность летчика, его открытый прямой характер, богатырский облик молодого волгаря. Надо ли говорить, что Голованов всеми силами старался оправдать такое доверие. Его летчики активно действовали на всех этапах битвы за Москву. С февраля–марта 1942-го Голованов – командующий вновь образованной Авиацией дальнего дей­ствия (АДД), подчинявшейся непосредственно Ставке. Сюда отбирали лучшие эки­пажи. Круг задач был широк – от бомбардировок до выброски десантов, разведки, транспортировки грузов и войск. АДД принимала участие во многих операциях. Под Сталинградом она обрушивает удары на окруженную группировку Паулюса. Голованова тогда наградили орденом Суворова 1-й степени. Курская бит­ва, борьба за Днепр, освобождение Украины, Крыма, Белоруссии, Прибалтики... Авиация дальнего действия была мощным инструментом Ставки, позволявшим достигать стратегических целей. Ее командующий выполнял и поручения иного рода, например, обеспечивал перелет Сталина на Тегеранскую конференцию. В 1944-м Голованов – Главный маршал авиации. Однако в конце года неожиданно статус АДД понижается – она реорганизуется в 18-ю воздушную армию и переподчиняется командующему ВВС. В те дни серьезно заболевшему Голованову звонит Сталин: «Без дела вы пропадете, а с армией вы и болея справитесь. Думаю, что и болеть будете меньше...» Тем не менее прежних отношений уже не было. Это, однако, не помешало Голованову достойно довоевать до Победы. Его 18-я воздушная прославилась в Висло-Одерской, Восточно-Прусской и Берлинской операциях. Всего же за войну летчики Голованова совершили более 200 тыс. самолето-вылетов, сбросили каждую третью бомбу Великой Отечественной. Множество под­чиненных Главного маршала получили звание Героя, но сам он так и не удостоился Золотой Звезды.

Впрочем, когда в 1946-м воссоздается Дальняя авиация, Голованова вновь ставят во главе нее. Взлет длится недолго. Уже в мае 1948 г. маршала снимают с должности «за серьезные упущения в служебной деятельности». Сам Александр Евгеньевич позднее объяснял такой оборот событий местью за свой отказ поддержать обвинения во вредительстве командующего ВВС Новикова и министра авиапромышленности Шахурина. Отставленный от практических дел, Голованов поступает в Академию Генерального штаба. До этого у Главного маршала не бы­ло высшего образования. В авиацию он уже не вернулся. Последняя должность Голованова – командир воздушно-десантного корпуса. В 1953-м полного сил военачальника уволили в запас. В хрущевские времена его считали «человеком Сталина», фрондером, его заслуги замалчивались. Как видно, у любого трона независимые натуры долго не удерживаются...

Умер А. В. Голованов в 1975-м году. В Москве, в районе Марьино, его именем названа улица. Не забыли его и на Якиманке, в Доме на набережной, где он прожил ряд лет в квартире 231.