Первый архитектурный скандал в ушедшем году вспыхнул в новогоднюю ночь, когда были снесены три здания "черного двора" знаменитой Ново-Екатерининской больницы, построенной еще в 1776 году. Охрана заявила, что ломались советские постройки, которые портят инфраструктуру комплекса. Несмотря на то, что действия подпадали под уголовную статью, работы на территории памятника были продолжены. Градозащитники потребовали восстановить снесенные исторические здания и привлечь к ответственности виновных в сносе, однако какой-либо реакции со стороны столичных властей не последовало, а суд отклонил иск архитекторов, требовавших признать снос незаконным.

В начале февраля под ударом оказались знаменитые Можайские бани 1950-х годов постройки. Фасад одного из корпусов здания был разобран до уровня двух этажей, информационный щит на стройке отсутствовал, а на сайтах ОАТИ и Мосгосстройнадзора не было никаких сведений о соответствующих ордерах. Застройщика оштрафовали, но снос продолжился. Компания-застройщик заявила, что Можайские бани никогда не были и не признавались памятником архитектуры, а также не располагались в охранной зоне. Причиной же сноса стало якобы обрушение центральной части здания.

Еще одной "горячей точкой" на карте столицы стал "дом Болконского", исключенный из числа исторических памятников еще при Лужкове. В ночь на 10 марта рабочие с помощью отбойных молотков стали разбирать кровлю и торцевую стену особняка со стороны Арбатской площади. "Архнадзор" выяснил, что вместо одного пентхауса здание планируют надстроить двумя этажами, а угловую башенку с куполом - перестроить. В ходе работ 17 июня произошло частичное обрушение фасадной стены, выходящей в Крестовоздвиженский переулок, вместе со строительными лесами упали двое рабочих. Градозащитники все лето пытались остановить реконструкцию, а в конце июня даже забрались на купол дома. Минкультуры обещало к осени придумать план спасения "дома Болконского", но пока так и не озвучило его.

В мае стало известно о "тайном" сносе здания бывшего литейного цеха ЗИЛа 1916 года постройки. Причем произошло это за несколько дней до круглого стола "Сокровища ЗИЛа", посвященного ценным объектам на территории комплекса. Снос здания не обсуждался на комиссии, а решение могли принять из-за обрушения небольшого участка кровли. О противоаварийных работах при этом речь даже не шла.

Кроме того, получила продолжение тянущаяся с 2011 года история сноса Кругового депо Николаевской железной дороги. Работы по демонтажу велись еще с прошлой зимы, но они не касались элементов, охраняемых законодательством о культурном наследии. 28 мая начался активный снос сводов секций самого депо и продолжился ночью 30 мая, причем под усиленной охраной. В итоге была уничтожена почти половина здания. В РЖД проект "реставрации и приспособления" Кругового депо назвали "примером цивилизованной европейской практики". Эту позицию разделяют и в Мосгорнаследии. Однако европейские эксперты назвали частичный снос Кругового депо "общественной трагедией" и "абсолютным неуважением к достижениям предшественников".

Продолжилась и скандально известная история "дома Мельникова": весной вблизи него началось строительство многофункционального центра с глубоким подземным паркингом, и эксперты заявили, что в случае его реализации дом будет утрачен окончательно. К экспертам присоединились и москвичи, собрав в защиту дома около полутора тысяч подписей. По результатам мониторинга независимой межведомственной комиссии власти приняли решение о необходимости реставрации здания: финансировать реставрационные работы будет Министерство культуры России, а само их ведение будет осуществляться под контролем музея архитектуры имени Щусева. Строительные работы в Кривоарбатском переулке планируется начать в нынешнем году. 

В июне столица лишилась еще одного исторического здания: на Пятницкой улице снесли главный дом купеческой усадьбы Яковлевых первой половины 19 века. Хотя ордер предусматривал лишь ремонт фасада и укрепление фундамента, здание накрыли плотной строительной сеткой, а потом и вовсе уничтожили с помощью двух экскаваторов, назвав это "капитальным ремонтом". Градозащитники заявили, что под таким предлогом уничтожаются многие старинные здания и назвали конкретные примеры. А в ноябре раскрыли, что происходит за сетками "реставрируемых" зданий.

24 сентября активисты зафиксировали снос старинного здания, входившего в комплекс казарм Саперной бригады в Сокольниках (улица Матросская Тишина, 10). При разбирательстве выяснилось, что ордер этого не предусматривал, и вопрос об этом никогда не рассматривался на городской комиссии по градостроительству. Несмотря на усилия градозащитников, застройщик в очередной раз воспользовался бесконтрольностью своих действий в праздники: 3-4 ноября здание было разрушено без разрешения городских властей.

Еще одним "яблоком раздора" продолжает оставаться Александровский сад: о работах, которые там происходят, москвичи вынуждены только догадываться. Официальные комментарии поступают только после вмешательства СМИ и городских активистов, причем они больше похожи на "отмахивание". В июне безо всяких объявлений и предупреждающих щитов был демонтирован обелиск мыслителям-социалистам, что породило массу слухов. Пресс-секретарь управления делами президента Виктор Хреков объяснил, что состояние монумента угрожало безопасности посетителей, поэтому его решено было отреставрировать.

В конце октября памятник вернули на прежнее место вместе с двуглавыми орлами и именами представителей династии Романовых: такой стела просуществовала четыре года до революции. Незадолго до торжественного открытия обелиска в блогах появились фотографии, свидетельствующие, что надпись на основании нанесена с ошибками, да еще и стандартным компьютерным шрифтом "ижица". Кроме того, новые изображения не совпадали с историческими. По данным "Архнадзора", реставрацию проводила компания "Асфальтстрой", не имевшая соответствующей лицензии. В управделами президента заявили, что в интернет попали фото "рабочего варианта" памятника.

Источник: NEWSmsk.com